§ Календарь
Византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества. Варлаамитская ересь угрожала самому сердцу веры — общению человека с Богом, соединению с ним, обожению. Паламе блестяще удалось показать, как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Ним. Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя. Аверинцев так кратко описывал жизненный путь Григория Паламы: «Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами под руководством Феодора Метохита, юношей выступил в присутствии императора с лекцией по аристотелевской логике, однако рано прервал эти занятия по аскетическим мотивам. Возможно, этим объясняется специфика философской культуры Григория Паламы — основательное владение понятийным инструментарием Аристотеля при слабости влияния Платона (Платона изучали после Аристотеля). Около 1316 г. стал монахом и жил в монастырях Северной Греции, преимущественно на Афоне, где пользовался большим уважением. Имеются сведения о контактах Григория Паламы с той средой, из которой вербовали своих сторонников богомилы; отношение Григория Паламы к богомильству однозначно интерпретируется его врагами как зараженность ересью, а сторонниками — как борьба с ересью на ее собственной территории. На деле, по-видимому, имела место сложная диалектика социологической близости и идеологической дифференциации церковных и внецерковных устремлений к аскетической реформе (ср. соотношение между ранним францисканством и ранним вальденсством на Западе). С 1337 г. вовлечен в полемику с Варлаамом Калабрийским; так начались паламитские споры — последний значительный идейный конфликт в Византии. Богословская дискуссия тесно переплеталась с политической борьбой. После победы на Константинопольском поместном соборе в июне 1341 г. Григория Палама был арестован в 1342 г. и отлучен от Церкви в 1344 г.; победа Иоанна Кантакузина в 1347 принесла ему свободу и сан архиепископа Салоник (восстание зилотов, враждебных Кантакузину, препятствовало Григорию Паламе вступить в город до начала 1350 г.), а новый собор в мае-июне 1351 г. признал его доктрину церковным учением. В 1354–55 гг. — в турецком плену, где имел беседы и споры о вере с мусульманами. В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу — не воинственное, а миссионерское [в частности, Палама считал ислам примером естественного Богопознания, то есть признавал Того, Кому поклоняются мусульмане, Истинным Богом]. Едва ли не впервые за византийское тысячелетие православная идея отделяется от идеала “ромейской” государственности». О нем: Мейендорф «Введение в изучение св. Григория Паламы», очерк во «Введении в святоотеческое богословие» Киприан (Керн) «Антропология св. Григория (Паламы)» Флоровский Святой Григорий Палама и традиция Отцов (в библиотеке) Кривошеин «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» Кривошеин «Значение Св. Григория Паламы в православном богословии» Кривошеин «Свт. Григорий Палама — личность и учение» Кривошеин «Григорий Палама или Симеон Новый Богослов?» Лосский в «Боговидении» глава «Паламитский синтез» Хоружий «Диптих безмолвия» (попытка тематизации исихастского опыта; большая часть работы посвящена Паламе) Мандзаридис «Обожение человека по учению святителя Григория Паламы» Влахос «Святитель Григорий Палама как святогорец»
Другие материалы по теме:
- Григорий Палама, святитель
- Византийские исихастские тексты
- Православные святые о посте
- Избранные творения
- Добротолюбие
- Добротолюбие. Избранное для мирян
- Антология восточнохристианской богословской мысли, II том
- Сто пятьдесят глав…
- Антирретики против Акиндина
- Омилии
- Об исхождении Святого Духа
- Триады в защиту священнобезмолствующих
- Трактаты
Апостола чтения дня: