§ Календарь
Философ, религиозный мыслитель, писатель, поэт, переводчик, литературный критик, общественный деятель. Занимает исключительное место в истории русской мысли. Именно он впервые обосновал «символизм», он — один из зачинателей русского религиозного Ренессанса. Литературные достоинства его прозы и поэзии, вклад в философию, религиозные идеи — не очевидны. Это однако не избавляет нас от труда чтения и понимания этого важного для истории русской (шире — вообще христианской) культуры автора, тем более что его достижения в эссеистике, публицистике и критике ни у кого не вызывают сомнений; в этих жанрах — он по праву занимает одно из первых мест. Скажем два слова о несомненных достижениях Мережковского. Первое — литературная критика. Здесь вспоминается знаменитое определение акмеизма, данное Мандельштамом: «тоска по мировой культуре». Эссе и исследования Мережковского, посвященные литературе не просто были проявлением такой тоски, они сами были — ярким, блистательным образцом мировой культуры, образчиком ее бытия на русской почве. Второе — мысль о религиозной общественности. Не со всеми идеями Мережковского здесь можно согласиться (а когда такое бывает?), но безусловно одно — Мережковский как никто другой помнил какие «критерии» будет использовать Христос на Последнем Суде: милосердие к братьям и сестрам — к заключенным, к голодным, к больным; реальное воплощение Евангелия в жизни, в истории, в обществе. И здесь первый и второй аспекты, обозначенные нами, сливаются в одно — в одну мысль, в один идеал, в одну задачу: строительство христианской культуры, христианство не на словах только, но на деле; творчество христианства в искусстве, общественности, политике. Мережковский с горечью писал: «где же собственно религиозные дела наших дней? Как не доказать, а показать, что религия — самое нужное из всех человеческих дел? Если что-либо в религиозных переживаниях потеряно окончательно и как будто невозвратно, то это именно ощущение религиозного действия. Пока говоришь о религии, как об идеале, все соглашаются или, по крайней мере, никто не спорит — кажется, впрочем, потому, что всем наплевать; но только что пытаешься связать религию с реальной действительностью, оказываешься или в дураках, или в подлецах, ибо за память современного человечества единственная религиозно-общественная реальность — глупость обманутых, подлость обманщиков». И с величайшей болью: «Сегодня люди говорят: Христос воскрес. Но что при этом думают и чувствуют? Может быть, похожее на то, что чувствовали ученики Господни, когда шли в Эммаус, разговаривая с неузнанным Спутником о распятом, погребенном и невоскресшем Господе: — А мы надеялись было… Сегодня Христос воскрес, а завтра сытый отнимет хлеб у голодного так же, как отнимал вчера. Сегодня Христос воскрес, а завтра выйдут проститутки на улицу так же, как выходили вчера…» Пытаясь определить литературную манеру Мережковского отец А. Мень писал: «Я не могу найти для характеристики этих его книг слов, непонятен жанр: это и биографии писателей, это и философские, религиозно-философские, даже богословские мысли, это и блестящая литературная критика — все вместе. Это какой-то синтетический жанр огромных эссе. Он был эссеист и блестящий мастер цитаты. В истории русской критики никто не мог в такой мере великолепно владеть цитатой: иногда кажется, что он жонглирует ими, как опытный циркач, всегда находя под рукой необходимое место». О нем: Зобнин «Дмитрий Мережковский: его жизнь и деяния» С. А. Зеньковский о Д. С. Мережковской и Т. А. Пахмусс о З. Н. Гиппиус–Мережковской Зеньковский «Мережковский и его группа» Мень «Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус»
Другие материалы по теме:
- Мережковский Дмитрий Сергеевич
- Пушкин в русской философской критике
- Тайна Израиля. «Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли конца XIX — первой половины XX в.в.
- Евреи, Бог и история («еврейский вопрос» в русской религиозной мысли)
- Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах
- Русский эрос, или Философия любви в России
- Павел Первый
- Александр Первый
- 14 декабря
- Антихрист (Петр и Алексей)
- Данте
- Поэзия как жанр русской философии
- Библейские мотивы в русской поэзии (сборник)
- Россия и большевизм. Царство Антихриста
- Смерть Богов. Юлиан Отступник
- Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи
- Рождение богов. Тутанкамон на Крите
- Л. Толстой и Достоевский
- Вечные спутники
- В тихом омуте
- Было и будет. Дневник 1910–1914
- От войны к революции. Невоенный дневник. 1914–1916
- О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы
- Гоголь и черт
- Лица
- Больная Россия
- М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества
- Чехов и Горький
- Пророк русской революции
- Теперь или никогда. О церковном соборе
- Итальянские новеллы
- Грядущий Хам
- Не мир, но меч
- Царь и Революция
- Драмы. Сценарии
- Наполеон
- Реформаторы
- Испанские мистики
- Лица святых от Иисуса к нам
- Тайна Трех: Египет и Вавилон. Тайна Запада: Атлантида — Европа
- Иисус Неизвестный
- Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев
- Полное собрание стихотворений
- Мессия
Культурные и церковные деятели: