§ Календарь
Один из лидеров русского религиозного Ренессанса, да и всей современной православной мысли. Богослов, философ, поэт, культуролог, искусствовед, математик, изобретатель — всего и не перечислишь. Флоренского кто-то очень метко назвал «русским Леонардо». Действительно, универсализм, эстетизм, платонизм Флоренского в удивительно ярком единстве, его интерес к природе, наукам, всемирный размах его мысли — все это типичные черты Возрождения (которое, по иронии, Флоренский принципиально отвергал). Сюда же относится «дилетантизм» Флоренского: его лингвистических анализов, «его науки», где химия переходит в алхимию, астрономия в астрологию, где ботаника лишь повод для размышлений о «горнем», — всё это родовые признаки итальянского Ренессанса. Та же любовь к древности и негодование современностью, перевес риторики над диалектикой, склонность к «эзотеризму». Этот «дилетантизм» (разбросанность, эскизность) Возрождения, который свойственен и Флоренскому, хорошо объяснил Бибихин: Возрождению рисовались слишком большие перспективы, чтобы заниматься «деталями». Они проектировали Европу: строить ее будут другие поколения. Так же и Флоренский проектировал новый дом для православной культуры, намечал подходы и цели: строить этот новый дом должны мы. Мысль Флоренского в плане сопоставлений, интересна не только своим тождеством с Ренессансом. Флоренский своим интересом к личности (экзистенции), укорененности в Троице (бытии), интересом к языку («язык — дом бытия»), отказом от наукообразности просвещенческой философии и ее острой критике (деструкция философской традиции), самим своим письмом (постмодерн) предвосхитил основные линии философии XX в. Но нам Флоренский интересен, прежде всего, своей концептуализацией православной веры. Удивительное богатство литургического наследия Церкви, святоотеческого богословия, свидетельств аскетики и мистики, с учетом всего массива современной культуры, преобразуется Флоренским в небывалый синтез. Со времен Византии, мысль Церкви не была столь смелой и свободной. Флоренский происходил по отцу из духовного сословия, по линии матери — из армянской знати. Флоренский в Московском университете заканчивает математическое отделение, но выбирает путь священника, а не ученного (хотя интерес к математике Флоренский пронесет через всю свою жизнь). Вместе с Эрном и Свенцицким организует «Союз христианской борьбы» — организацию, призванную радикально преобразовать общество на христианских началах. Флоренский начал свою работу в символисткой среде. Первыми его творческими опытами становятся статьи в символистских журналах «Новый Путь» и «Весы», где он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику. До революции Флоренский преподавал в Московской Духовной Академии, издает свой знаменитый «Столп и утверждение истины». В имяславских спорах Флоренский становится принципиальным сторонником афонских почитателей Имени Божьего, первым теоретиком имяславия. После революции Флоренский работает в советских учреждениях (научных и культурных). В 33 г. богоборческая власть арестовывает Флоренского, в 37 — расстреливает. О нем: Зеньковский «Истории русской философии» Мень «Павел Александрович Флоренский» Лосский «Отец Павел Флоренский» Левицкий «Отец Павел Флоренский» Хоружий «Миросозерцание Флоренского», «Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки», «Выготский, Флоренский и исихазм в проблеме формирования современной антропологической модели» Борис Филиппов «О. Павел Флоренский»
Другие материалы по теме:
- Флоренский Павел, иерей
- Из истории античной философии
- Русский эрос, или Философия любви в России
- Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.
- Детям моим. Воспоминания прошлых лет
- Иконостас
- У водоразделов мысли, I том
- История и философия искусства
- У водоразделов мысли, II том
- Философия культа
- Письма с Дальнего Востока и Соловков
- Работы 1903–1909 гг.
- Работы 1909–1933 гг.
- Столп и утверждение истины
Утренняя:
Апостола чтения дня:
Евангельские чтения дня: