§ Календарь

Православный календарь: 22 февраля (9 февраля по старому стилю)

Шопен, Фредерик (Frédéric Chopin) Родился: 22 февраля 1810 Умер: 17 октября 1849

Шопен, Фредерик (Frédéric Chopin)

Великий польский композитор и пианист, крупнейший представитель польской национальной музыкальной культуры, один из классиков мировой музыки. Родился в местечке Желязова Воля недалеко от Варшавы. Его отец, французский эмигрант, служил учителем в Варшавском лицее. Мальчик воспитывался в музыкальной среде — отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. К пяти годам Фредерик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики, а затем его педагогом стал известный чешский музыкант Войцех Живный. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена быстро узнала вся Варшава. Вскоре было издано одно из ранних его сочинений — полонез для фортепиано соль-минор. К двенадцати годам Шопен не уступал в исполнительском искусстве лучшим польским пианистам. Он получил хорошее общее образование. Свободно владел французским и немецким языками, интересовался историей Польши, много читал. Окончив лицей, поступил в Высшую школу музыки. К этому времени Шопен уже был признанным пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. В 1829–1830 гг. он создал два концерта для фортепиано с оркестром, которые и в наши дни являются любимыми произведениями пианистов всех стран. В 1829 г. молодой музыкант посетил Вену. Его концерты прошли с огромным успехом, и он решил отправиться в длительное концертное турне. Осенью 1830 г. Шопен выехал из Варшавы — и расстался с родиной навсегда. Ему было двадцать лет. Через год Шопен прибыл в Париж и прожил здесь до конца жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора: и в творчестве, и в привязанностях он оставался поляком, и даже сердце свое после смерти завещал отвезти в родную Польшу. Маэстро покорил Париж сначала как пианист. Первое же его концертное выступление поразило слушателей своеобразным и необычным исполнением — оно было удивительно одухотворенным и поэтичным. Чаще всего Шопен исполнял собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны. Его музыка вызывала всеобщее восхищение. А по поводу вариаций на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман даже сказал: «Шапки долой, господа, перед вами гений». С годами Шопен стал давать концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей. Он всецело отдался творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичные ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые всеми мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами все чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната (с похоронным маршем), принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Талант мастера достиг вершины. Его произведения издавались, он был окружен учениками, и услышать его игру считалось редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни Шопена были тяжелыми. Обострилась болезнь легких, которой он страдал с юных лет. Композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить дела, маэстро уехал в Лондон и дал там несколько концертов, но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. По совету врачей, он спешно возвратился в Париж, где и скончался зимой 1849 г. Похоронен Фредерик Шопен на кладбище Пер-Лашез. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в специальном сосуде в Варшаву и до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста. Наследие Шопена огромно. Среди его крупных произведений — Вторая соната си-бемоль-минор, четыре баллады и четыре скерцо, Фантазия фа минор, Баркарола, Соната для виолончели и фортепиано, а также романтические миниатюры, около 20 ноктюрнов, полонезы, вальсы, мазурки. Одно из замечательных свойств музыки Шопена — ее мелодичность. Она словно идет от сердца к сердцу. И как символ народной любви в 1894 г. в Желязовой Воле был открыт памятник великому мастеру. Инициатором его создания стал русский композитор М. Балакирев.