§ Календарь

Фролова Елена Александровна

...

Дата рождения: 01 октября 1969

Родилась в Латвийской столице — г. Риге. Песни начала сочинять с 12 лет, а уже с 15 лет выступала на различных сценических площадках. Лауреат множества фестивалей авторской песни, в т. ч. II всесоюзного фестиваля в Таллине 1988 г. в номинациях «Лучший исполнитель» и «Автор музыки». С 1988 г. выступает в составе авторского дуэта «ВерЛен» вместе с Верой Евушкиной. С 1989 г. — актриса Московского Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой. Лауреат премии им. Веры Матвеевой в 1993 г., учрежденной российским Гуманитарным фондом культуры. Один из основателей и активный участник творческого союза «АЗиЯ» с 1993 г. Член Союза литераторов России. Постоянный член жюри различных фестивалей авторской песни, в том числе международного фестиваля им. В. Грушина и международного фестиваля «Петербургский аккорд». С 1991 г. гастролирует с сольными концертами. С программами на стихи поэтов XX в. певица побывала во многих города России, а также в Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве, Германии, Италии, Франции, Израиле. В 1996 г. Елена освоила новый инструмент — гусли, с ними в ее репертуар вошли русский духовный стих и русская народная песня. С 2002 г. участвует в фестивалях Мировой музыки (World music) во Франции и Бельгии. В декабре 2003 в молодежном культурном центре Берна (Швейцария) и в Центре культуры народов мира (Maison des Cultures du Monde) в Париже прошли презентации сольного альбома Елены Фроловой Zerkalo, записанного французской студией L’empreinte digitale (Марсель). Принимала участие в конгрессе «Исторический опыт советского коммунистического тоталитаризма: противостояние ГУЛАГу» в Милане (9–11 декабря 2003 г.) с программой на стихи В. Шаламова и А. Барковой. С программой на стихи В. Шаламова участвовала в семинаре «Живая история», проходившем в Музее Шаламова, в рамках программы «Дни Швейцарии в Вологде». В марте 2004 г. представляла Россию на Первом международном фестивале «Дивы Евразии» в Москве с программой русских народных песен и русского духовного стиха. Дебют Елены Фроловой как автора и исполнителя песен состоялся в 1988 г. на всесоюзном фестивале в Таллине. Мощь и оригинальность ее дарования были сразу же оценены по достоинству такими корифеями русской поэтической песни как Сергей Никитин, Елена Камбурова, Вероника Долина, Дмитрий Сухарев. Бард и поэт Андрей Анпилов писал: «С первой же строчки был почти физически ощутим пронзительный, редчайший талант — и вокальный, и главное — духовный. И — совершенно не чувствовались его границы, “потолок”. Никогда не забуду, как в одной песне Фролова от куплета к куплету поднимала энергетическую высоту, “наращивала обороты”. И вот, когда уже казалось — ну некуда дальше, ну невозможно! — Елена с легкостью, даже не заметив, как бы перепорхнула в иное, запредельное для нас пространство. Это было волшебством». Важнейшей линией творчества Елены Фроловой становятся песни на стихи русских поэтов серебряного века: Марины Цветаевой, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Софии Парнок, Арсения Тарковского — а также поэтов, которые продолжили эту великую традицию: Иосифа Бродского и Леонида Губанова. Эти песенно-поэтические циклы, среди которых особенно выделяется «цветаевский цикл», принесли ей широкую известность в кругах любителей поэзии и авторской, поэтической песни. «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой наталкивает на мысль о перевоплощении личности. Образ Марины настолько материален, насколько позволяет это ощутить ваше собственное восприятие реальности. Сквозь музыку проступает живой характер: голосом Лены Цветаева бунтует, любит, пророчествует, иронизирует, творит… Человек способен отмолить и “отыграть” у смерти того, кого он искренне любит. Лена Фролова делает это своими песнями и с помощью их. (Думаю, долг за “возвращение Творцу билета” уже погашен на небесах, ибо столько любви и понимания направлено Леной через собственный голос и музыку на каждое слово Марины Ивановны.)», — так написала поэт Марина Гершенович. По приглашению Елены Камбуровой, Фролова приезжает в Москву и начинает работу в Театре музыки и поэзии. Здесь происходит ее знакомство с другим замечательным автором песен — Верой Евушкиной. Возникает дуэт «ВерЛен», очень многое определивший в творчестве и духовном становлении Фроловой. В репертуаре — песни на стихи Цветаевой, Блока, Бродского и других классических и современных поэтов. Вера с Леной объездили всю Россию в начале девяностых: пели в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Волге, в Москве и Петербурге. В 1992 г. Елена Фролова удостоена премии имени Веры Матвеевой. В это же время начинают выходить ее первые аудиоальбомы, записанные Валерием Мустафиным на студии «Сибирский тракт» (Казань). В эти годы Елена Фролова начинает писать песни на собственные стихи. В 1993 г. возникает творческий союз «АЗиЯ». В него входят четыре автора: Татьяна Алёшина, Александр Деревягин, Елена Фролова, Николай Якимов. Уходя от трафаретов бардовской песни, «АЗиЯ» соединяет в своих поисках высокую, оригинальную музыку и элементы театра. Возникает новая, импровизационная форма концерта — спонтанный песенный диалог, аналогичный джазовому сейшну. При этом каждый из «АЗиЯтов» остается самостоятельным и независимым автором, их объединение носит принципиальный, программный и дружеский характер. Многие, близкие им по духу авторы, поэты, музыканты и просто люди, помогающие им и поддерживающие их, образуют, в сущности, новое и интересное явление в русской культуре, противостоящее коммерциализации и «опопсению» искусства. Дружба и диалог с «АЗиЯтами» — очень важная часть творческой эволюции Елены Фроловой. Она, несомненно, один из лидеров этого культурного движения. В 1994 г. состоялся переезд Елены Фроловой из Риги, где она родилась, в старинный русский город Суздаль: своего рода «эмиграция наоборот». Причем переезд этот стал не только фактом биографии, но и началом нового этапа ее творчества. Именно в Суздале Елена Фролова открывает для себя русские народные песни, духовный стих, осваивает старинный инструмент — гусли. Возникают и собственные песни, созданные в этой традиции. Она называет их: «мои русские народные песни». В сущности, и обращение к древней традиции, и собственное песенное творчество, и циклы на стихи современных и «заново открытых» поэтов Вениамина Блаженного, Анны Барковой, Дмитрия Строцева имеют под собой общую основу и цель: говорить с современным человеком лишь о подлинно высоком и важном — о его душе, живой, страдающей, ищущей, любящей. То, что создает Елена Фролова в этом направлении, можно с полным правом назвать «современным духовным стихом». Таким образом, возникает связь между древней, почти утерянной народной традицией и духовными поисками современного человека. Елена Фролова не устает повторять, что плодородная почва, существовавшая в России и питавшая ее культуру, была выжжена, уничтожена катаклизмами прошлого века. И важнейшую задачу своего творчества и творчества близких ей по духу авторов песен, поэтов, художников она видит в восстановлении этой почвы, этой основы и традиции. Со второй половины девяностых годов начинается ее активная гастрольная и концертная деятельность в Европе: в Германии, Франции, Италии, Швейцарии. Аудитория расширяется: не только русскоязычная публика приходит на Ленины концерты, но и люди, не знающие русского языка и тем не менее с огромным интересом воспринимающие ее творчество. В Елене Фроловой европейский слушатель открывает для себя одно из наиболее интересных воплощений современной песенной России: голос, музыкальный талант, экспрессия, абсолютная искренность и открытость ее творчества не нуждаются в переводе. Во Франции и в Германии выходят сольные компакт-диски с записями песен Елены Фроловой. Внимание к ее творчеству особенно актуально в связи с общим всплеском интереса к мировой музыке, стремлением выйти за пределы коммерческих эстрадных стереотипов, услышать подлинные голоса различных песенных традиций и культур. В этом чрезвычайно важном и интересном диалоге полноправно звучит голос автора и певицы Елены Фроловой. Из интервью Елены Фроловой: Так уж получилось в моей жизни, что гитара стала частью моей души даже, как однажды пошутили мои друзья, — частью моей фигуры. Может, родись я цыганом или горным джигитом, такой же неотъемлемой частью моего бытия был бы конь. Купила мне гитару мама на день рождения — в память о моей бабушке, которая хорошо пела и играла на гитаре. Родилась моя бабушка во Владимирской области, в деревне Ряхово (что под Суздалем), оттуда же родом был и дедушка, который вернувшись после военного училища, при форме и нашивках, выбрал себе невесту с талантами. Звали мою бабушку красиво, по старинному распевно: Прасковья Павловна; дедушку — Степан Яковлевич. И увез мой дедушка-офицер мою бабушку-певунью в Москву, где продолжал учиться. А потом бродячая судьба забросила молодую семью в Красноярск, где родилась моя мама и ее сестра, которых годы спустя та же судьба забросила в Ригу, где родился сначала мой двоюродный брат, а потом я… Те же классические «годы спустя» дар моей бабушки, перешедший ко мне, заставил меня серьезно обратить на себя внимание — и переехать для более удобного месторасположения в Москву. Затем — гастроли и концерты в составе творческого дуэта «Верлен» (Вера Евушкина, Лена Фролова). Один из таких концертов привел нас в Суздаль, город, который покорил меня с первого взгляда — навсегда. Жизнь меня одарила возможностью жить и работать в этом городе больше года. Когда встал вопрос о переезде из Риги моей мамы и моей прописки, выбор, разумеется, пал на Владимирщину, ведь это родина предков. Так как гитара продолжает сопровождать мою жизнь, то и мне приходится сопровождать мою гитару и данность свыше — песни, во многочисленных поездках и гастролях. Такой образ жизни, разумеется, дает возможность знакомства с интереснейшими людьми.

Дополнительные ссылки