§ Календарь

Адамович Георгий Викторович

...

Дата рождения: 07 апреля 1892

Дата смерти: 21 февраля 1972

Один из самых значимых поэтов Русского Зарубежья. Великолепный литературный критик. По «Комментариям» — впрочем, и по стихам, конечно, тоже — мы можем понять, что Адамович был нетривиальным мыслителем. С Адамовичем связана «парижская нота». Вот что он писал об этом: «В основе, в источнике было, конечно, гипнотически-неотвязное представление об окончательном, абсолютном, незаменимом, неустранимом: нечто очень русское по природе, связанное с вечным нашим «все или ничего» и с отказом удовлетвориться чем-либо промежуточным. На Западе мы не были «дома» именно потому, что здесь это «или — или» ни сочувствия, ни отклика не встречает. Французы предлагали нам оценить какие-нибудь необыкновенно смелые, меткие, красочные образы, а мы недоумевали: к чему они нам? Образ можно отбросить, значит, его надо отбросить. Образ, по существу, не окончателен, не абсолютен. Если поэзию нельзя сделать из материала элементарного, из «да» и «нет», из «белого» и «черного», из «стола» и «стула», без каких-либо украшений, то Бог с ней, обойдемся без поэзии! Виньетки и картинки, пусть и поданные на новейший сюрреалистический лад, нам не нужны. Основное было именно в ощущении: то, что может поэзией не быть, не должно ею казаться, недостойно ее имени. Поэзия — порыв, полет, говорили и говорят нам, поэзия — это крылатое вдохновение, забвение обыденщины, веселое преображение, радость, торжество, свобода. Допустим. Но если поэзия — порыв, полет и всё прочее в том аспекте, в каком это неизменно вызывает «переходящие в овацию» аплодисменты любителей всего изящного и красивого, то разрешите вернуть билет на вход в поэтические сады. Не интересно. «Нота», может быть, и скучна, но это еще скучнее. В поэзии должно, как в острие, сойтись все то важнейшее, что одушевляет человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом, как мечта должна стать правдой: если вдуматься, это то же самое». Скажем несколько слов о христианстве Адамовича. Оно очень зыбко, иногда кажется, что это скорее ностальгия по христианству. Но — это особенно видно в поэзии, хотя и в эссеистике тоже — «сияние», «невидимое пламя», «свет» составляют сокровенный центр мысли Адамовича. Это «самое главное».

Материалы автора в медиатеке

Дополнительные ссылки