§ Календарь
Пярт Арво (Arvo Pärt)
Дата рождения: 11 сентября 1935
Родился в Пайде (возле Таллина, Эстония). Окончил Таллинскую консерваторию в 1957 г. как композитор в классе Х. Эллера. Творческая жизнь Арво Пярта протекала очень типично для его времени. Первые его произведения, написанные в 70-х гг. были явно авангардными. В 70-е гг. Пярт на какое-то время забрасывает композиторскую деятельность, изучает старинную музыку периода средневековья. Для своих сочинений Пярт выбирает технику «тинтинамбули» (колокольчики): Fur Alina для фортепиано и Trivium для органа, пьесы Fratres, Cantus in memoriam Benjamin Britten, Tabula rasa, Arbos, Summa и Peegel peeglis (эст. «Зеркало в зеркале»). Стиль «тинтинамбули» — дитя минимализма. В простоте мелодии и минимальном наборе звуков человеку проще отрешиться от суетной повседневности и ощутить внутренний покой — так считает Пярт, православный христианин, человек глубоко религиозный. В 80-е гг. Пярт эмигрирует из Советского Союза. В этот период композитор пишет только духовную музыку. Его произведения выдержаны в католических традициях и написаны на католические тексты: Magnificat, Te Deum, Stabat Mater, Misserere, «Берлинская месса», «Страсти по Иоанну», в них задействованы орган, солисты и хор. В 90-е гг. произведения Пярта все более связаны с православной темой. Все они написаны для исполнения a capella: «Канон покаянен», «Я есмь лоза истинная», «Триодион», а также и «Песнь Силуана» для струнного оркестра — характерная православная музыка. Личное знакомство и длительное общение с архимандритом Софронием заметно отразилось на творчестве Пярта. Еще в то время, когда Пярт не был известен как композитор, отец Софроний порекомендовал ему продолжать писать музыку, благодаря которой весь мир узнает о нем. И слова духовника оказались пророческими. Нарушенные в пору авангарда нормы и традиции во второй половине XX в. оказались востребованными. Сменяя исчерпавший себя авангард, появился минимализм. У человечества, уставшего от суеты и шума технического прогресса и урбанизации, появилась потребность в простой, спокойной, умиротворенной музыке, позволяющей уноситься на время в высоты горнего мира. Пярт, пожалуй, в числе первых после Баха стал писать музыку духовную, истинно церковную, предназначенную для богослужения. Конечно, духовную музыку писать и не переставали. Многие известные композиторы обращались к ней, даже используя религиозные тексты. Тем не менее духовная музыка оставалась светской и предназначалась для исполнения в концертных залах или салонах. Такая творческая потребность и вместе с тем и возможность не случайны у Пярта. Человек глубоко верующий, живущий в молитвах и службах, знающий церковные каноны изнутри, именно потому он и сумел создать такие произведения, которые органично вписываются в таинство богослужения. Специфика данного направления современной музыки делает ее востребованной и в других видах искусства подобной направленности. Музыка Арво Пярта пришлась очень к месту и органично зазвучала в фильмах «Покаяние», «Изгнание». Творчество композитора Арво Пярта неоднократно было отмечено заслуженными наградами и званиями. Так, Пярт — почетный доктор Музыкальной академии Таллина, а также университета Тарту, почетный член Королевской шведской музыкальной академии. Композитор удостоен премии ТРИУМФ в Москве и премии Гремми за «Канон покаянен», лауреат музыкальной премии Леони Соннинг в Копенгагене (2008).
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки