§ Календарь
Сводный хор Белгородской духовной семинарии
Дата рождения: 28 сентября 1996
Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью) — учреждение высшего профессионального религиозного образования Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви, призванное готовить священнослужителей; богословов; преподавателей духовных учебных заведении; других работников учреждений Московского патриархата; специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях; православных миссионеров; полковых священников (капелланов). Небесным покровителем семинаристов, является: Святитель Иннокентий, митрополит Московский. Торжественное открытие Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) состоялось 28 сентября 1996 г. В этот день семинарию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В июне 2000 г. состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии. Архиерейский хор Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) — один из самых известных хоровых коллективов Русской Православной Церкви. Хор создан по благословению ректора семинарии, председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ, ныне митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, в 1996 году. Создатель хора и его художественный руководитель — регент протоиерей Николай Георгиевич Кацы. Кроме своего непосредственного послушания — пения на всех богослужениях Высокопреосвященного митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, хор принимает участие в значимых духовно- культурных, общественных мероприятиях, выступает с концертными программами в учреждениях культуры Выступления хора проходили в Москве в Государственном концертном зале «Россия», концертном зале Crocus Самим хором и с его участием записаны и выпущены звуковые диски «Песни Веры, Надежды, Любви» (2001); «Ангелу Святого Белогорья» (2005) (К 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца), «Едиными устали и единым сердцем» (2010), «Святителю Отче наш Иоасафе, моли Бога о нас» (2011). Соответствуя направленности семинарии, хор за время своего существования принял участие в миссионерских экспедициях в Архангельскую область, по Южному Уралу и Центральной Сибири, в Республику Карелию, Республику Калмыкию, по Восточной Сибири и Байкало-Амурской магистрали, на Камчатку, по приглашениям выступал на духовно-просветительских встречах, в храмах и на концертных площадках не только городов России, но и Украины, Белоруссии, Болгарии, Словении, Германии. Обширный репертуар хора содержит церковные песнопения, произведения русских и зарубежных (композиторов прошлого и современных авторов, образцы народного песенного творчества.
Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью)
Добавленные к обычному названию духовной школы слова «миссионерская направленность» показывают приоритеты в подготовке кадров для Православной Церкви. Безусловно, по своей сути каждая семинария призвана готовить будущих священников-миссионеров. Наша школа является учебным заведением, как бы с углубленным изучением миссионерского служения. Вообще, по своему предназначению Белгородская семинария призвана готовить: священнослужителей, богословов, преподавателей Духовных учебных заведений, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях, православных миссионеров, полковых священников (капелланов), других работников учреждение Московского патриархата. В истории подготовки миссионерских кадров для РПЦ есть много замечательных примеров. В своей работе мы стараемся аккумулировать и дореволюционный опыт Казанской духовной академии, который более лежит в области теории миссии, опыт Иркутской духовной семинарии, подготовившей целую плеяду замечательных практиков-миссионеров, достаточно назвать святителя Иннокентия Вениаминова, и опыт Санкт-Петербургских и Московских духовных школ. Кадровая проблема особо остро стоит перед духовными учебными заведениями сегодня, несмотря на это в Белгородской семинарии подобрался неплохой состав преподавателей: это три кандидата и один магистр богословия, четыре доктора наук. Активно привлекается к преподаванию профессорский потенциал Белгородского государственного университета, Курского пединститута, постоянно приглашаются преподаватели Москвы, Курска, Петербурга. Это закладывает основу успешного обучения. Интересно, что уже подбор студентов семинарии — «миссионерский». У нас учатся выходцы из 44 епархий Московского патриархата: среди них есть студенты из Абаканской и Бакинской, Барнаульской и Элистинской, Якутской, Брестской и др. епархий Русской Православной Церкви. С 2001 г. в семинарии также учатся два студента из Индонезии (необходимо отметить, что православная миссия в Индонезии одна из самых успешных миссий 2-й половины XX в.). Учебно-воспитательный процесс в семинарии осуществляется на 5 пастырских курсах очного отделения, 4 курсах сектора заочного обучения и подготовительном отделении. К обычному семинарскому стандарту предметов, утвержденному Учебным комитетом в Белгородской семинарии добавлены следующие предметы: прежде всего это блок «миссиологии», состоящий из трех курсов — «Введение в миссиологию», «История миссии», «Принципы и методы миссионерской деятельности» (эти предметы изучаются два года). Расширенно преподается сектоведение, начинаясь на 2-м и заканчиваясь на 4-м курсе. В программу предмета постоянно добавляются новейшие данные по сектам. На 5-м курсе изучаются следующие дополнительные предметы: этнография, естествознание, спецкурсы по основам экономических знаний, экранным искусствам в миссионерском служении (мы даже пытаемся создать студенческую учебную студию). Начиная с 3-го курса, а далее мы будем стараться и раньше, уже с 1-го курса, изучаются «Основы информационных технологий». В программу предмета, прежде всего, включено освоение компьютера, навыков программирования и умения работать в Интернете. Здесь необходимо отметить, что с декабря 2000 г. Белгородской семинарией открыт свой сайт в Интернете. Вся работа, связанная с созданием и оформлением сайта, ведется воспитанниками семинарии. В настоящее время сайт включает следующие разделы: «Миссия», «Семинария», «Катехизация», «Новости», «Православный Интернет». На сайте также размещен архив журнала «Миссионерское обозрение». Освоение нашей Духовной школой интернет-пространства является одной из первостепенных задач. Если обратиться к статистическим данным, то в настоящее время в России около 8 % населения пользуется Интернетом. По самым заниженным данным, 50 % населения причисляют себя к православным. В то же время православных сайтов и страниц крайне мало. Так, приводятся данные, что в интернет-зоне «RU» их не больше 0,1 %. Примерно только один из двух тысяч пользователей прибегает к услугам православных сайтов. Используя современный уровень развития электронных коммуникаций в Белгородской семинарии разрабатывается программа дистанционного образования. Первый пробный «камень» — открытие филиала Белгородской семинарии в Германской епархии Русской Православной Церкви. Четыре года в семинарии изучается иностранный язык по выбору, мы понимаем, что миссионеру знание языков сегодня крайне необходимо. Также в сетку предметов добавлено изучение «Основ социальной концепции РПЦ» вместе с новым Уставом РПЦ и основ российского законодательства, которые дают знание правовой базы для ведения миссионерской деятельности в нашей стране. С 4-го класса изучается психология, состоящая из курсов: общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии. Уже со 2-го курса широко используются семинарские занятия, которые помогают развитию навыков самостоятельной работы. Одной из задач семинарии является обучение воспитанников методике исследования, самостоятельной постановке теоретических проблем, их анализу, свободному изложению и обоснованию. Об уровне организации учебного процесса свидетельствуют защищенные студентами курсовые и дипломные работы. Для примера достаточно назвать некоторые из работ представленных в прошлом году, это: «Проект учебного пособия по предмету «Основы Православия» для 10–11 классов», «Опыт церковно-приходских школ конца XIX — начала XX в. и возможность его применения в современных условиях», «Роль и значение религиозно-нравственного воспитания воинов в деле укрепления Российской армии», «Отношение Православной Церкви к планированию семьи». Очень часто выпускники духовных школ, покинув стены семинарии, оказываются совершенно неспособными найти общий язык даже со своими прихожанами, не говоря уже о внешнем мире. Здесь срабатывает так называемый «парниковый эффект», когда, находясь под покровом семинарии, жизнь студента сводится лишь к теоретической подготовке. Хороший приходской священник-миссионер из такого студента вряд ли получится. Такому выпускнику можно напомнить слова великого русского миссионера преподобного Макария Глухарева, канонизированного на последнем юбилейном архиерейском Соборе: «Миссионер не должен иметь печальное лицо». Для миссионера, по выражению святителя Василия Великого, каноны не должны быть «палкой в руках слепого», а охранять его единение с Телом Христовым, тогда он в своем служении может быть евреем для евреев, эллином для эллинов. Для того чтобы студенты постоянно имели возможность общаться со внешним миром в Белгородской семинарии в учебный план включены следующие практики: педагогическая, катехизаторская, миссионерская и социальная. Все они проходят под руководством опытных педагогов и преподавателей и направлены к одной цели — Освоению миссионерства на практике. Одна из миссионерских специальностей, которую осваивают семинаристы это преподаватель духовных учебных заведений и преподаватель Закона Божиего в нерелигиозных учебных заведениях. Именно с этой целью в учебный план семинарии включены предметы: «Православная педагогика», «Психология». Для воспитанников 5-го курса выделен один день в неделю для прохождения педагогической практики в учебных заведениях Белгородской области. Она проходит: в Белгородской Православной гимназии, где воспитанники преподают Закон Божий, на курсах псаломщиц, в Лицее милиции по курсу «Основы и ценности Православия», в детском приемнике-распределителе, где проводятся катехизаторские беседы, в Белгородском медицинском колледже, в институте культуры г. Белгорода, в воинской части, в других школах и гимназиях г. Белгорода. Также при самой семинарии действуют еженедельные катехизаторские курсы, отдельные занятия на которых проводят студенты. Воспитанники регулярно участвуют в катехизаторских поездках на приходы епархии, предприятия города и области, в детские дома, школы, сады. Семинарский хор постоянно принимает участие в концертах. Обязательной для всех семинаристов 3–4 курса является социальная практика. Воспитанники 3-го курса проходят практику социального служения в реанимационном, травматологическом, урологическом и др. отделениях областной больницы. Воспитанники 4-го курса один раз в неделю, в специально выделенный для этого день, оказывают помощь медицинскому персоналу областной онкологической больницы. Основная работа воспитанников заключается в физической помощи тяжело больным, уборке помещений, косметическом ремонте, ими же проводятся катехизаторские беседы с обслуживающим персоналом и пациентами. Для лежачих и тяжело больных проводятся чтения в палатах Священного Писания, духовной литературы. В течение учебного года и особенно в каникулярное время студенты участвуют в миссионерских поездках, организуемых Миссионерским отделом Московской патриархии. Так, в прошлом году воспитанники участвовали в следующих миссионерских поездках: по Воронежской области, в республику Карелия, по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, в Пензенскую епархию. В этих поездках приобретается неоценимый опыт для последующего миссионерского служения. Студенты-хористы поют на богослужениях и дают концерты, а все остальные участвуют в проведении миссионерских и катехизаторских встреч, бесед, лекций. Активное участие студенты принимают в помощи издательскому отделу. При газете «Белгородские епархиальные ведомости» создана молодежная студенческая редакция, выпускающая приложение «Семинарский вестник». Студентам интересно работать над исследованиями по истории своей Духовной школы, готовить материалы, посвященные прославленным выпускникам, педагогам семинарии. С ноября 1995 года на базе семинарии издается официальный печатный орган Миссионерского отдела Московского патриархата ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение». В издании журнала, подготовке материалов к печати, наборе, верстке, макетировании принимают непосредственное участие семинаристы. Такая структура нашей богословской школы обеспечивает «единство в многообразии» между «учебной и пастырской сторонами образования, между научной и прикладной работой, между учебным процессом в целом и отдельными дисциплинам», что обеспечивает сочетание теории с практикой служения в современном обществе. В семинарии состоялось два 5-летних выпуска. Выпускники семинарии трудятся на различных послушаниях в Русской Православной Церкви, есть среди них и миссионеры. Так, трудами Миссионерского отдела и Белгородской семинарии был открыт миссионерский стан на Чукотке, где в настоящее время, совершает служение выпускник семинарии. В Якутской епархии Миссионерский отдел также возглавляет выпускник семинарии. Два студента, обучающиеся на экстернате в семинарии, проходят миссионерское служение в Магаданской епархии, и мы надеемся, что это только начало. Мы будем считать свою задачу выполненной, если выпускник нашей семинарии будет совершать свое служение во славу Божию на том месте, куда будет поставлен, пусть и в неотдаленных районах нашей страны и всегда будет помнить миссионерскую присягу, которую русские миссионеры давали в XIX в., там есть такие слова: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием, что должно есмь и по должности хощу и всячески тщатися буду, в положенном на меня деле обращения иноверных в веру христианскую, наипаче умствовать и учить и во всем поступать, как Церковь наша Православная содержит учить… Выполнять дело Божие не вымышляя … не употребляя ни малейшего ни в чем насилия: но чистосердечно, бескорыстно, снисходительно, с истинною кротостию и христианской любовию». Миссионером в наше время можно быть везде: в крупных городах и отдаленных хуторах, на стадионах и в семье, в тюрьмах и детских домах. В своем докладе о миссии РПЦ в современном мире Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Миссия Русской Православной Церкви сегодня должна быть, как никогда многообразной и сопровождаться особым подходом к каждой категории людей, к которым мы обращаем сове слово… В этой работе мы будем руководствоваться заветом древней церкви, используя богатый опыт нашего миссионерского прошлого… Наша задача — созидать такой синтез в целостной христианской культуре, который был бы творческим отображением абсолютной истины Православия в постоянно меняющейся реальности».
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки