§ Календарь

Спасский Петр Васильевич

...

Дата рождения: 01 февраля 1896

Дата смерти: 30 мая 1968

«Русская православная община в Париже, которая в Александро-Невском соборе сохраняет и поддерживает хоровую музыку восточного обряда, заставила услышать страстный и скорбный голос молчащей Русской Церкви и миллионов верующих по ту сторону железного занавеса. В пении русского хора есть что-то мистическое, что заставляет сравнить эту группу певцов… с фресками Беато Анджелико», — так в 1962 г. газета «Аввенире д'Италиа» восприняла первое выступление в Италии хора Свято-Александро-Невского Собора под управлением Петра Васильевича Спасского. Русские песнопения, писала римская «Фьере леттерариа», «выражают большую радость, нежность, кротость, и в этом заключена вера в обещание Спасителя, Который с благостной улыбкой смотрит из тишины золоченых икон… Во время исполнения маэстро П. Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успокаивающих… Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное… В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся “на земле чужой”…». Это знаменитое выступление хора Свято-Александро-Невского собора состоялось осенью 1962 г. В рамках большого музыкального праздника церковного пения, проходившего в Италии в рамках «экуменического года». Концерт прошел в известном храме XV в. Малатестиано, где находится известная фреска Джотто «Распятие». В концерте участвовали итальянские католические хоры и австрийские протестантские, в составе которых больше 100 певцов, и русский хор из 23 человек, который на протяжении многих лет возглавлял П. В. Спасский. Петр Васильевич Спасский родился в 1896 г. на Дону, на хуторе Караичеве станицы Гундоровской. Он был старшим сыном в семье диакона и с малых лет получил церковное воспитание, а от отца воспринял любовь к церковному пению и богослужению. Учился Петр Васильевич в Новочеркасском духовном училище, а затем в духовной семинарии, где одним из его учителей был духовный композитор архимандрит Ерхан. В 16-летнем возрасте Петр Спасский уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе. Наступила мировая война, а затем — гражданская. В его послужном списке: 16-я сотня, студенческий батальон, 2-й Донской пулеметный полк, Донское и Атаманское военные училища, сильные контузии, награда Георгиевским крестом. После эвакуации Петр Спасский попал сначала на остров Лемнос, а затем в Болгарию, где создал полковой хор. Учась на физико-математическом факультете Софийского университета, он был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества. Затем в 1924 г. П. В. Спасский получил стипендию в католическом университете в Милане, там прошел 3-летний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода и там же, в мировом центре бельканто, прошел итальянскую школу оперного пения. Со студентами университета Петр Спасский ездил в Рим и был на приеме у папы Пия XI, который ласково к нему отнесся и сказал, что ежедневно молится за страждущий русский народ. В 1927 г. П. В. Спасский был делегатом своего миланского прихода на епархиальном съезде в Париже, а вскоре совсем переселился во французскую столицу, где был назначен регентом и псаломщиком Свято-Николаевской церкви в Булони-Бийянкуре. Именно в Париже расцвела его церковная и хоровая деятельность, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь. Церковь Св. Николая в Бийянкуре была построена в 1927 г. на добровольные пожертвования русских рабочих завода «Рено», населявших этот пригород. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Критарев. При нем в приходе шла активная просветительная работа, проходили концерты духовной музыки, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Кроме хора своего прихода, П. В. Спасский руководил и детским хором при детской школе Свято-Александро-Невского собора на улице Дарю и участвовал во многих культурно-музыкальных и просветительных событиях русского Парижа. В 1931 г. Петр Васильевич женился на Таисии Васильевне, урожденной Петровой. Венчал их митрополит Евлогий, их духовный отец. Супруги Спасские совместно работали в церковно-приходских школах в Булони и при соборе на Дарю, утраивали концерты, детские елки, благотворительные вечера с участием известных артистов. Петр Спасский был классным наставником и законоучителем в русской гимназии и в четверговой школе при соборе. Прекрасный рассказчик, он увлекал учеников, повествуя о русской истории, русских обычаях, о русской старине. В год столетия со дня смерти Пушкина в Св.-Николаевском приходе был проведен «Пушкинский день», на котором выступили проф. Н. Кульман, писатели Б. Зайцев, И. Шмелев и другие. П. В. Спасский принимал участие и во всех устраиваемых под председательством Е. Ковалевского «Днях русской культуры» для молодежи и «Днях православной русской культуры» на Сергиевском подворье под покровительством митр. Евлогия. В 1936 г. настоятелем в булонскую церковь был назначен о. Александр Чекан, с которым впоследствии Спасский духовно сослужил при Свято-Александро-Невском соборе. В трудное военное время, в 1940 г., когда многие эвакуировались из Парижа, митр. Евлогий собрал оставшихся представителей духовенства и мирян и обсудил организацию помощи для голодающих при русских приходах. Среди собравшихся были еп. Иоанн, прот. Н. Сахаров, прот. И. Ктитарев, архим. Никон, игум. Мефодий, иером. Савва, о. Дмитрий Клепинин, мать Мария (Пиленко), старосты и делегаты от разных приходов. Петр Спасский докладывал о сборе средств и устройстве обедов в своем приходе. В 1943 г. церковь Св. Николая в Булони была разрушена бомбардировкой, и приходу долго пришлось ютиться на частной квартире, а потом временно — при протестантской церкви. Тогда в 1947 г. Петр Васильевич Спасский был назначен псаломщиком при Свято-Александро-Невском соборе и стал регентовать при «нижней» церкви, а в 1949 г. Он стал регентом митрополичьего хора собора. Работа была нелегкая: нужно было снова поставить хор на высший уровень, соединив прежних и новых певцов, и сберечь традиции. В этом Спасскому много помог протодиакон Николай Тихомиров, помогла и собственная духовная подготовка. Дома у П. В. Спасского было невероятное количество книг, читал он много и обладал изумительной памятью. Им были подробно изучены христианские и нехристианские религии и философские течения, что позволило ему быть опытным проповедником православия. А церковно-музыкальное служение носит поистине высокий миссионерский характер. Эта сторона личности Петра Спасского накладывала несомненный отпечаток на его руководство церковным пением. Он тщательно выбирал репертуар, внимательно относился к просьбам прихожан, стремясь не идти в разрез с их молитвенным настроением. Особую важность он придавал словам молитвы, стараясь, чтобы музыкальное настроение, получаемое от пения, было в полном согласии с текстом. С равным вниманием он исполнял и многочисленные требы: крестины, свадьбы, молебны, панихиды, отпевания. После треб часто беседовал с людьми, чтобы порадоваться с ними или их утешить. Митрополичьим хором в парижском русском кафедральном соборе П. В. Спасский руководил на протяжении 20 лет. Репертуар хора был весьма обширен и в связи с неизбежными переменами состава хора (а хор обновился целиком больше трех раз) заново изучался или же менялся. В 1953 г. фирма «Филипс» предложила регенту записать долгоиграющую пластинку с русскими церковными песнопениями. Спасский решил — и этим принципом руководился во всех своих последующих записях, — что пластинка должна сохранить литургический порядок и смысл, а не быть набором красивых, но не связанных между собой песнопений. Он выбрал песнопения литургии в порядке ее исполнения. В записи участвовал протод. Николай Тихомиров, поразивший слушателей своим прекрасным голосом, в частности при исполнении Великой ектении и многолетия. Н. Тихомирову было тогда 72 года, и эта запись осталась единственной музыкальной памятью об необыкновенном, высококультурном протодиаконе, который украшал богослужения собора в течение сорока с лишним лет. Пластинка с Божественной литургией вышла в 1954 г. и получила высшую награду Музыкальной академии «Шарль Крос». Во французской прессе писали о «необыкновенно красочных голосах вечной России» и «строгой дисциплине хора». В русской — о том, что присуждение этой награды можно считать большой победой русской культуры и русской церковной музыки, которая все больше и больше привлекает внимание западноевропейских культурных кругов. Через два года той же фирмой была выпущена новая пластинка, которую П. В. посвятил песнопениям Великого поста и Страстной седмицы. Заканчивалась она пением «Христос воскресе»… Обе пластинки были соединены в один альбом, который также получил высшую награду (Grand Prix du Disque) Музыкальной академии. Со всеми другими награжденными пластинками они были замурованы в стены театра «Комеди франсез». (Эту торжественную церемонию тогда же описала «Русская мысль».) Запись эта очень широко распространялась, была переиздана в Америке, попала и в Советский Союз, где известный регент Н. Матвеев дал ей высокую оценку. В 60-е годы американская фирма «Монитор» записала еще пять пластинок, включающих песнопения литургии и всенощной, пасхальные и рождественские песнопения, Богородичные песнопения и панихиду. К ним нужно еще присоединить пластинку рождественских колядок. Запись была сделана при участии протод. Михаила Стороженко (ныне еп. Михаила) и с новым составом хора. Помимо грамзаписей и передач по радио, хор собора участвовал и во многих концертах. Развитие экуменизма и интереса к православию отразились и на интересе к православному пению. Хор приглашали в католические и в протестантские храмы, он пел в лучших залах Парижа, а в 1962 г., как мы уже отметили выше, «покорил сердца итальянцев». Другое знаменательное выступление хора под руководством П. В. Спасского относится к 1966 г. Состоялось оно по случаю празднования 1000-летия монастыря на горе Сен-Мишель во Франции. Хор был приглашен дать два концерта с разными программами, и оба вечера аббатская церковь на самой вершине горы была переполнена. В программу концертов П. В. включил около 40 разных песнопений, дающих представление обо всем цикле православного богослужения. Газета «Фигаро» писала: «Слушатели особенно запомнят два незабываемых вечера, когда хор русского православного парижского собора под управлением Петра Спасского унес слушателей через пение Святой Руси к вратам рая». Незадолго до этого выступления, в 1965 г. в Свято-Александро-Невском соборе П. В. Спасского чествовали по случаю 50-летия его служения регентом. Божественную литургию и благодарственный молебен после нее совершил архиепископ Георгий в сослужении духовенства при протодиаконе Василии Дягтереве. Пело два хора: архиерейский — под управлением юбиляра, которого на молебне заменил Е. И. Евец, и финский хор из собора в Иоенсу, специально приехавший на юбилей. Юбиляру были вручены икона Вознесения от Казачьего союза, Георгиевских Кавалеров и Атаманцев и икона прпп. Сергия и Германа Валаамских от финского хора. О. Петр Струве огласил длинный список писем и телеграмм полученных к юбилею со всего света — от духовенства, общественных организаций, хоров, регентов, артистов, композиторов и частных лиц. В 1968 г. П. В. Спасский стал болеть сердцем, но скрывал свой недуг и продолжал ревностно служить на клиросе. В апреле, в Великую среду, после богослужения, во время которого он в последний раз исполнил песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный», ему стало плохо. Его отвезли в клинику, а через месяц в дом для выздоравливающих около г. Дре, где он отошел ко Господу 30 мая, в день праздника Вознесения Христова. В связи с известными событиями «мая 68-го» въезд в Париж был запрещен, транспорта не было. Отпевание совершено было в Успенской кладбищенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа и погребение на местном русском кладбище. Отпевание совершил еп. Мефодий в сослужении прот. А. Чекана, прот. А. Ергина, прот. Н. Оболенского и протод. М. Стороженко, при пении хора в составе 26 певцов под управлением Е. И. Евеца. Перед отпеванием о. А. Чекан произнес слово о почившем перед многочисленными молящимися, которые сумели в эти трудные дни, употребляя всевозможные способы передвижения, приехать, чтобы сопроводить молитвами и пением новопреставленного чтеца Петра. Вечная ему память. НИКОЛАЙ СПАССКИЙ Париж © «Русская мысль», № 4253, Париж, 14 января 1999 г.

Дополнительные ссылки