§ Календарь
Брух, Макс (Max Christian Friedrich Bruch)
Дата рождения: 06 января 1838
Дата смерти: 02 октября 1920
Немецкий композитор Макс Брух родился в Кёльне в семье полицейского чиновника и певицы. Талант и одаренность музыканта проявились достаточно рано. Первые уроки он брал у своей матери, позднее он учился у Фердинанда Хиллера, затем занимался в Лейпциге у Карла Райнеке. Уже в 11-летнем возрасте он выступал публично, в том числе со своими сочинениями. В 1852 г., когда М. Бруху было 14 лет, исполнили его первую симфонию, в том же году он получил от франкфуртского общества Моцарта премию за струнный квартет и стипендию. В 1853–1857 гг. Брух учился во Франкфурте и Лейпциге, а также брал частные уроки у Фердинанда Гиллера — друга Мендельсона. После завершения учебы преподавал в Кёльне. В 1862–1864 гг. Брух работал в Мангейме. Здесь в 1863 г он написал оперу «Лорелея». А в 1864 г. первый успех Бруху принесла 2-я редакция кантаты «Фритьоф». В 1865–1867 гг. он занимал пост музикдиректора в Кобленце, а позже, в 1867–1870 гг. был руководителем придворного оркестра Зондерсхаузена. В 1880–1883 гг. возглавлял один из ведущих музыкальных коллективов Великобритании — оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества. В Ливерпуле он познакомился со своей будущей женой, Кларой. 1880–1883 гг. — становится директором филармонического общества в Ливерпуле. В 1883–1890 гг. руководит оркестровым обществом в Бреслау. С 1891 ведет композиторский класс в Берлинской академии искусств, в 1894 получает почетное звание доктора Кембриджского университета, а в 1899 становится членом дирекции берлинской академии искусств. В 1910 г. Брух оставляет академию и посвящает себя композиторской деятельности. В те годы появляются на свет его оперы, симфонии, хоровые сочинения, песни. В 1918 его назначили почетным доктором Берлинского университета. В поздние годы композитор, вдохновленный опытами своего коллеги Иоганнеса Брамса, музыкой которого он восхищался всю жизнь, обратился к кларнету, написав в 1911 и 1910 гг. Концерт для альта, кларнета и оркестра, а также 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано. Несомненно, эти работы отмечены большим талантом. Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Макс Брух умер в 1920 г. в Берлине. Творчество Бруха пропагандировали знаменитые скрипачи Й. Иоахим и П. Сарасате. Однако сегодня лишь немногие его произведения можно назвать репертуарными. Последователь школы Мендельсона и Шумана, Макс Брух по своему творческому складу и темпераменту был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме. При жизни Бруха определенной популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (нем. Das Feuerkreuz; 1899). Со временем, однако, в фокусе внимания исполнителей и аудитории остались главным образом симфонические сочинения Бруха: его скрипичные концерты (особенно первый — Op. 26, 1868, — входящий в стандартный скрипичный репертуар), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром (Op. 46, 1880).
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки