§ Календарь

Брессон, Робер (Robert Bresson)

...

Дата рождения: 25 сентября 1901

Дата смерти: 18 декабря 1999

Кинорежиссер, которого даже как-то глупо называть гением. Прежде чем стать режиссером занимался живописью, писанием киносценариев. Первый фильм снял в 1934 г. Во время Второй мировой войны попал на полтора года в плен, где встречает отца Брукбергера, с которым разрабатывает идею своего второго фильма (1943). Кинематографу Бресссона, если не брать его чисто художественные особенности, свойственна моральная проблематика, экзистенциалистский характер, в итоге — религиозная глубина. Почти всегда фильмы Брессона — экранизации (средневековые источники, Бернанос, Достоевский, Толстой). Что касается собственно кинематографа Бресссона, то, с одной стороны, ему посвящены множество исследований, с другой — зритель сам оценит ни с чем не сравнимое его совершенство. Отметим только несколько «общих мест»: крайний аскетизм, отказ от выразительности (кино не театр), часто — отказ от павильонных съемок и профессиональных актеров, отказ от обнаженной натуры. Единство «содержания» и «формы» брессоновского кино; его христианство, морализм, конфликт униженных «святых» и богатых могущественных «злодеев»; видимое поражение святости в мире и тайное ее торжество; и аскетизм его языка, как нам кажется, смогут проиллюстрировать цитата из его интервью, данному Полу Шредеру: «чем проще, чем обыденнее жизнь, чем меньше произносится в ней само слово «Бог», тем больше я ощущаю в ней присутствие Бога. Не знаю, как объяснить это. Я не хочу снимать так, чтобы Бог был слишком виден. Видите сами, мои первые фильмы были немного наивными, слишком простыми. Сделать фильм трудно, поэтому я опирался на великую простоту. Чем глубже я погружаюсь в работу, тем больше сложностей я в ней вижу, с тем большей осторожностью я отношусь к ней, чтобы не перегрузить идеологией. Потому что если она будет чувствоваться с самого начала, к концу ничего не останется. Мне хочется, чтобы люди, которые смотрят фильм, почувствовали присутствие Бога в обыденной жизни, как Кроткая перед лицом смерти. Наверное, минут за пять до самоубийства. В этом и заключается идеология. Там есть смерть и есть тайна, как в «Мушетт», в том, как она убивает себя: то есть вы чувствуете, что во всем этом что-то есть, что я не хочу показывать и о чем не хочу говорить. Но здесь есть присутствие того, что я называю Богом, и мне не хочется показывать это явно. Я предпочитаю, чтобы люди почувствовали это». Здесь мы собрали все фильмы Брессона, кроме первых двух: «Дела общественные» и «Ангелы греха»; также и несколько документальных фильмов о Брессоне.

Дополнительные ссылки