§ Календарь

Ромер, Эрик (Éric Rohmer)

...

Дата рождения: 21 марта 1920

Дата смерти: 11 января 2010

Выдающийся французский кинорежиссер, значительный представитель «новой волны», влиятельный кинокритик. Католик, он делал совершенно необыкновенный фильмы — «религиозные», «моралистические» («Назидательные новеллы» — название центрального цикла его работ, но совсем не в том смысле, в каком эти слова приложимы к Бергману, Дрейру, Тарковскому или Росселини). Фильмы Ромера внешне — такие изящные безделицы, случаи, казусы, почти анекдоты с легким светлым мастерством помещенные в кадр. Почти всегда — любовная история, но без «смертей, местей» и пр., почти всегда с легким же, светлым юмором. Ромеровская религиозность, «моральная и экзистенциальная проблематика» совсем не надрывна, без «патологий» как это часто встречается в религиозном искусстве. Ромеру удалось выполнить одну очень специфическую задачу христианского искусства: создать интересные, глубокие истории и при этом без мрачного торжества трагедий, сюжеты где нет места злу и насилию. Ромер берет пустячковый житейский случай, скажем, какой-нибудь курортный роман, анекдот и ни в чем не нарушая его легкой комедийной природы делает притчу о «Добре и Зле, Боге и Сатане» (так сам Ромер в одной статье определил «основные идеи»). Удивительный дар — быть легким в серьезном и серьезным в легком. Как получается, что эти легкие почти комедии все же чрезвычайно умны и глубоки, почему «моралистичны» и религиозны в лучшем смысле этих слов остается тайной ромеровского гения. Всё это хорошо выразил кинокритик С. Кудрявцев в следующем пассаже: «Ромер творит с литературным изяществом, театральной импровизационностью, живописной отточенностью красок, музыкальной виртуозностью, кинематографической естественностью и в то же время изощренностью. Всё элементарно и затейливо, сентиментально и пронизано высшей мудростью бытия, порождает веселое любопытство и заставляет почувствовать внезапный холодок от того, что ты лично становишься свидетелем немыслимых тайн Вечности». Основной корпус творений Ромера представляют киноциклы, здесь мы поместили два таких: «Назидательные новеллы» (или «Притчи с моралью») — пожалуй, центральный, «образцовый» фильмовый цикл Ромера и «Комедии пословиц» — во многом повторяющий задачи «Назидательных новелл», но более развернуто. По замечанию Делеза, «Новеллы» — «краткие теоремы» (моральные, философские и теологические конечно), тогда как «Пословицы» «приближаются к проблемам».

Материалы автора в медиатеке

Дополнительные ссылки