§ Календарь
Максим Исповедник, преподобный
Дата смерти: 13 августа 662
Простой монах, великий христианский мыслитель, мистик, борец с монофелитством — ересью состряпанной в окружении императора в политических целях. В какой-то момент он был, по-видимому, единственным человеком, сохранивший правую веру — за что и был искалечен (ему вырвали язык и отрезали правую руку — чтобы не писал свои книги и не произносил проповедей; умер Максим Исповедник в кавказской ссылке). Максим Исповедник не создавал системы, писал эскизно, отрывочно — как пишет Флоровский: «его система имеет скорее музыкальный, чем архитектурный строй. Это скорее симфония, чем система, — симфония духовного опыта». В Предание он вошел прежде всего своей аскетикой — глубокой философской проработкой мистического опыта Церкви, пути человека к Богу, его преображения, великой философией любви и экстаза, в котором Бог познается в своей Тайне. Развивал халкидонскую христологию в противостоянии монофелитам. Монофелитство — «мягкий вариант» монофизитства, учило, что у Христа не было человеческой воли (власти предполагали, что такая трактовка христологической тайны подойдет и православным, и монофизитам). Максим Исповедник в ответ высказал православный взгляд: Христос воспринял полноту человеческой природы, в том числе и волю, во Христе эта человеческая воля полностью послушна Божественной, Бог не насилует человека, Христос как человек свободно послушен Отцу: такова задача и для человека — привести свою волю в гармонию с Божественной. Попутно философ-исповедник высказал нетривиальные антропологические идеи: в человеке две воли: тяга природы к тому или иному и «гномическая» воля — выбор, совершаемый личностью. Вообще Максим Исповедник сделал как никто много для тематизации христианского видения человека: человек — свободное существо, драма мира — драма свободы, по свободе человек уходит от Бога и по свободе возвращается: аскетический подвиг (подвижничество, движение) есть вольный путь человека, уврачевание воли, переориентация воли. С этим связано учение Максима Исповедника о зле: зло — (всегда) нечто благое по природе, но неблаго существующее, зло в воле, а не в «вещах» (то есть, собственно, нигде). Так страсти — сами по себе непорочны (они благие способности, стремления природы), греховными их делают извращение воли. Из этой аскетики и антропологии Максим Исповедник разворачивает грандиозную историософию и эсхатологию: грехопадение раскололо мир, Христос в себе его соединил, Эсхатон — точка, где дело Христа распространится на все творение — воссоединятся мужское и женское, горнее и дольнее, дух, душа и тело, человек вернется к себе. Максим Исповедник — завершитель православной космологии — он описал мир как подвижную, стройную систему тварных реальностей, получающих бытие от «логосов» — Божьих мыслей — волений: мир суть Откровение, символический текст, говорящий о своем Авторе. Надо еще сказать, что Максим сыграл решающую роль в рецепции Церковью важных христианских мыслителей, которые в своей философии перешагнули (или так казалось) границы ортодоксии: Оригена, Григория Нисского, Дионисия Псевдо-Ареопагита. Тем самым Максим Исповедник выполнил одну из главных задач этих мыслителей — христиански переосмыслил античную философию, создал христианскую философию — любовь к истине, то есть ко Христу.
Творения Максима Исповедника в аудиоархиве
О нем:
Бальтазар «Вселенская Литургия. Преподобный Максим Исповедник»
Епифанович «Прп. Максим Исповедник и византийское богословие»
Ларше «Прп. Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом»
Протоиерей Иоанн Мейендорф в аудиоархиве, в библиотеке
Флоровский в библиотеке
Керн в «Антропологии св. Григория Паламы»
Протоиерей Александр Геронимус в аудиоархиве Словарная статья Аверинцева
В. В. Петров. Богословие Евхаристии у прп. Максима Исповедника (2007-11-14) (видео)
Лосский в «Боговидении» глава «Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник»
Орлов «Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе»
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки