§ Календарь

Соловейчик, Симон Львович

...

Дата рождения: 01 октября 1930

Дата смерти: 18 октября 1996

Выдающийся теоретик педагогики, публицист и журналист, детский писатель. Создатель газеты «Первое сентября», одно время был идейным вдохновителем «Учительской газеты», сотрудник многих других изданий и радиостанций. Работал учителем и пионервожатым. Соловейчик — один из основателей «педагогики сотрудничества». Во 2-й пол. 70-х бросает все другие занятия для написания своего опус магнум «Педагогика для всех», общепризнанной педагогической классики. В манифесте «Человек свободный» так изложил главные свои идеи: «Человек свободный» Соловейчик так описывает идеал своей педагогики: «Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода — это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, — но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием. Цель — воспитание свободного — определяет все формы, способы и методы общения с детьми. Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране. Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно. Тут проходит граница двух подходов в воспитании. Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым. Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей».

Материалы автора в медиатеке

Дополнительные ссылки