§ Календарь

Вениамин (Милов), епископ

...

Дата рождения: 20 июля 1887

Дата смерти: 02 августа 1955

В миру Виктор Дмитриевич Милов. Епископ Саратовский и Балашовский, богослов, духовный писатель. Не раз в советские времена подвергался гонениям. Родился в семье священника. Не окончил Казанскую духовную академию из-за Гражданской войны. Окончил Московскую — уже на нелегальном положении (обучение велось подпольно). В 1920 принимает постриг, в 23 — архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве. Известен как духовник и проповедник. 28 октября 1929 года был арестован, обвинен в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября того же года приговорен к трем годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска. В 1932–1938 гг. — внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. 15 июня 1938 был вновь арестован, обвинен в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31 июля 1939 приговорен к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымьлаге. 15 июня 1946 года освобожден, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 — преподаватель, с 1947 — доцент, в 1948–1949 — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им еще до ареста. 10 февраля 1949 был арестован в последний раз, обвинен в участии в антисоветской организации (по материалам еще довоенного дела). 15 апреля 1949 выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбул, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви. В 1954 году освобожден из ссылки и назначен настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. С 4 февраля 1955 года — епископ Саратовский и Балашовский. Несмотря на тяжелую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан. «Для богословского наследия В. характерны фундаментальный анализ догматических положений, академизм, являющийся следствием свободного владения богословской лит-рой, хороший лит. язык. В сочинениях В. отразился трагический опыт, пережитый Церковью в послереволюционную эпоху. Особенностью его трудов является изложение учения правосл. Церкви сквозь призму личного духовного опыта, иногда — эмоционального восприятия, что сближает его наследие с богословием рус. эмиграции. Для писем В. характерны тонкое понимание внутренней жизни, глубокий анализ душевных состояний, здравый смысл, большой пастырский опыт». Мон. Елена (Хиловская). Православная энциклопедия Т. 7, С. 637–638

Дополнительные ссылки