§ Календарь

Кирюшин Владимир Викторович

...

Дата рождения: 11 мая 1940

Дата смерти: 27 февраля 2001

Родился в семье Ульяновых, родственников Ленина по материнской линии. В 8 лет начал обучаться музыке в Московском хоровом училище имени А. Свешникова. В 1958 г. поступил на учебу в Московский музыкально- педагогический институт им. Гнесиных. Уже с 1-го курса занимался преподавательской деятельностью в организованной им совместно с Судаковым (ныне профессор РАМ им. Гнесиных) Московской капелле мальчиков. 1960 г. — педагог Московской специальной школы-десятилетки им. Гнесиных. С 1962 г. принимает участие в работе Республиканской капеллы под руководством проф. А. Юрлова и в этом же году начал преподавательскую деятельность в институте им. Гнесиных. В это же время им были написаны первые учебники по сольфеджио, выпущенные этим же институтом и Всероссийским хоровым обществом. После института в 1963 г. работал в Иркутском пединституте старшим преподавателем и исполняющим обязанности завкафедрой музыки. В 1964 г. поступил в аспирантуру института им. Гнесиных в класс профессора А. Юрлова, работал в Республиканской капелле хормейстером и преподавал в институте им. Гнесиных (хор, дирижирование, дипломные рефераты, аранжировку, чтение партитур, сольфеджио, теорию музыки и гармонию, практику студентов). В 1968 г. написал диссертацию на тему «Ладофункциональное развитие музыкального слуха учащихся младших классов ДМШ». 1970–1978 гг. работал в музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне музыкальный колледж имени Шнитке) преподавателем теоретических дисциплин, а так же работал с детьми в студии «Пионерия» и в ДМШ имени Дунаевского. В эти годы особенно много ездил по стране, проводя семинары с преподавателями музыкальных школ, педагогами пения общеобразовательных школ, музыкальными работниками детсадов, преподавателями педагогических, музыкальных училищ и консерваторий. В 1980 г. совместно с лабораторией музыки НИИ художественного воспитания академии педагогических наук СССР участвовал в создании программ для внешкольного образования (сольфеджио).
В 70–80-е гг. имя Владимира Кирюшина гремело на весь Союз. Преподаватель Консерватории, уникальный знаток детской психологии, автор множества интереснейших методик, педагог-новатор, влюбленный в свою профессию человек — в музыкальном мире имя Кирюшина стало нарицательным: все дети, когда-либо занимавшиеся с Кирюшиным, (в том числе не имевшие изначально ни голоса, ни слуха) потом без проблем поступали в музыкальные учебные заведения вне конкурса. Существовала даже негласная квота на «кирюшинцев». К нему ехали со всей страны, записывались в группу за год, за два. Дети его обожали, родители — боготворили.
Как у всякого выдающегося, нестандартного профессионала и подвижника, его путь отнюдь не был выстлан розами — официозные музыкальные круги его на дух не выносили, завистников и недоброжелателей хватило бы на десятерых. В музыкальных и педагогических изданиях на эпитеты не скупились — «шарлатан», «дилетант», «блаженный»… Но эта злоба была бессильной — популярность Кирюшина росла день ото дня, поток учеников не сокращался. Ведь против очевидного не попрешь — любой ребенок, даже которому на ухо наступил медведь, после нескольких занятий с Кирюшиным абсолютно чисто и правильно пел, распознавал ноты, транспонировал.
В 1976 г. в Москве произошел своеобразный музыкальный бум. Кирюшин, наверное, для того чтобы на практике доказать общественности действенность своего метода, начал заниматься с подготовительной группой ДМШ имени Дунаевского. Его дети поражали специалистов. Они свободно оперировали материалом музыкального училища и вуза. Большинство из дошколят всего за год обзавелись абсолютным слухом. Передачи по радио и телевидению, выступления перед учеными, показательные уроки, на которых ребята демонстрировали свое мастерство, поездки в разные города.
В 1987 г. создал малое предприятие «Тритон», которое стало выпускать учебные и методические пособия на основе разработанной методики эмоционально-образного развития музыкальных способностей. С 1992 г. Президент российской ассоциации эмоционально-образного развития Личности. В 1996 г. министерством культуры РФ принята программа по «Основам музыкально-творческого воспитания» для ДМШ и детских центров культуры, рекомендованая министерством в качестве государственного стандарта в области преподавания музыкально-теоретических предметов. В 1998 г. избран действительным членом Международной академии геронтологии. В настоящее время по программам, учебным и методическим пособиям Кирюшина занимается свыше 600 учебных и воспитательных школ и учреждений России, в частном порядке пособия закупают более чем в 50 странах мира. В последние годы в различных странах — Греции, Турции, Норвегии, Испании — проведены выездные уроки-семинары с группами детей и их родителей (дети от 3 до 13–14 лет). В Москве проводятся занятия с детьми От 3 лет до 12 по развитию общих способностей (интеллекта, памяти, музыкального слуха) на основе музыкально-творческого воспитания. На этих занятиях всего за два-три года дается база музыкального образования, которая по традиционным методикам осваивается иногда 12–13 лет. При этом каждый ученик через два года обладает и развитым абсолютным музыкальным слухом.
 «Все дети от природы не только музыкальны, но и талантливы», — считает директор центра «Мир музыки» Ольга Анатольевна Шерер. Она была одной из тех, кто решил заняться развитием детей по методике «Эмоционально-образное развитие личности» педагога-новатора В. В. Кирюшина. Будучи преподавателем музыкальной школы, Ольга Анатольевна впервые услышала о новой методике и, познакомившись в Екатеринбурге на курсах повышения квалификации с автором, присутствуя на его семинарах, решила посвятить этому свою жизнь и заняться методикой серьезно. Результаты не заставили себя ждать — дети делали заметные успехи. Многие родители в детстве прошедшие через музыкальную школу, помнят, как трудно было осваивать азы музыкальной грамоты и сольфеджио, когда однообразные диктанты часто вызывали скуку и непонимание. Музыкант и педагог В. В. Кирюшин придумал серию волшебных сказок-мифов. Они написаны в жанре, понятном даже самым маленьким. В сказках рассказывается о чудесных взаимоотношениях веселых зверей — Интервалов, о том, как Диссонанс воевал с Консонансом, о многих других чудесных и забавных вещах. Героями сказок-мифов являются музыкальные термины: играя, ребенок весело усваивает сложнейшие музыкальные понятия, развивает музыкальный слух и обогащает эмоциональный мир.

При составлении биографии были использованы материалы сайтов
http://dmitrykrasnoukhov.kiev.ua/pages/o-vladimire-viktoroviche-kiryushine-i-ego-metodike-razvitiya-muzykalnogo-myshleniya-absolyutnogo-slukha-i-pamyati/
http://kirushin-.chat.ru/biogra.html

Дополнительные ссылки