§ Календарь

Агамбен Джорджо (Giorgio Agamben)

...

Дата рождения: 22 апреля 1942

Крупный современный итальянский философ. Не знаем, можно ли его назвать религиозным философом, но Агамбен активнейшим образом использует ресурсы иудеохристианского наследия, от эсхатологических и мессианских тем (что типично для современной философии) до конкретных теологических концептов.

Агамбен — левый этико-политический мыслитель. Центральными для его политического анализа являются тесно связанные понятия «чрезвычайного положения» и «голой жизни». Чрезвычайное положение — не исключение для государственной политики, но ее тайная основа. Политика уже всегда является биополитикой — управлением человеком как биологическим существом и не больше. Поэтому образцом для современной политики является не город (не «полис»), а концлагерь. Это негативная сторона мысли Агамбена.

Позитивная связана с мессианскими и эсхатологическими размышлениями. Капитализм, развиваясь всё больше и становясь глобальным, подходит к своему пределу. Например, на своей постмодернистской стадии («общество спектакля») у человека отчуждается сама его коммуникативная сущность — здесь некий предел отчуждения. Но здесь же кроется великий шанс — человек, отчужденный от своей коммуникативной сущности, впервые может помыслить язык. Или биополитика, доведенная до предела, до превращения человека в только лишь биологическое существо, остановит антропологическую машину всей западной традиции — машину различения человека и животного.

Лучше всего проиллюстрировать политические взгляды Агамбена можно с помощью его идеи «средств-без-цели». Вся политика как таковая основана на подчинении «средств» (скажем людей, их жизней) — «целям». Тогда подлинно революционной политикой будет освобождение средств от целей — бытие средств без всяких целей. Эта агамбеновская утопия (его «грядущее сообщество») иллюстрируется спасенным миром и спасенными телами блаженных — после Страшного Суда. После конца истории мир и человек, его тело, сохранятся, но не будут иметь никаких целей (тело, сохраняя пищеварительные и половые органы, не будет, однако, ни есть, ни размножаться), они «просто будут» — в вечном блаженстве без каких-либо целей: великая праздность вечной Субботы.

Евгений Лютько. Философская археология Дж. Агамбена

Дополнительные ссылки