§ Календарь
Микус Стефан (Stephan Micus)
Дата рождения: 19 января 1953
Классический музыкант и композитор из Германии, известный далеко за ее пределами. Его музыкальный стиль сформировался после изучения традиционных инструментов и музыкальных приемов, используемых в Японии, Индии, Южной Америке и др. странах по всему миру. Все его альбомы записывались непосредственно в его исполнении, за исключением его альбома The Music of Stones (1989). Изучая музыкальное искусство у местных мастеров, он научился играть на инструментах, многие из которых не известны Западной культуре. Однако основной идеей было не только научиться и играть на этих инструментах, а развить в них до сих пор скрытые возможности. Во многих композициях, которые он сам и исполняет, он совмещает инструменты, которые раньше никогда не звучали вместе. Также в своих композициях Микус добавляет вокал, иногда — с помощью multitrack recording techniques — создавая целые хоровые пения. Многие европейские танцевальные группы выбирают его композиции для своих постановок.
Этно-эмбиент, даб, world fusion — всё это звучит у Стефана Микуса без каких-либо электронных инструментов. За те 30 лет, что он выпускает альбомы на лэйбле ECM, методы его работы остались неизменными. В этом плане Стефан является законченным пуристом — все его инструменты, как и саунд в целом — только акустические. С другой стороны, он совершенно не пурист — собрав множество инструментов со всего мира, и научившись играть на них, он прошел совершенно уникальный и глубоко личный путь. Среди этих инструментов есть и такие, дизайн и конструкцию которых он сам адаптирует, а затем использует как в записи альбомов, так и в качестве предметов быта (например, цветочные горшки!).
Подход Микуса к сочинению также уникален — он не подражает какой-либо из незападных традиций, а свободно творит, творчески переосмысляя и перерабатывая свой богатый жизненный и духовный опыт, но с помощью экзотичных инструментов. Таким образом, хотя его музыка экзотична для слуха людей западной музыкальной культуры, она не является заимствованной в своей основе.
Язык, на котором он поет, — это язык, который он создал сам, некоторые тексты не несут в себе смысловой нагрузки. Впрочем, в альбоме Athos он использовал древние греческие молитвы Деве Марии, в альбоме Desert Poems, он исполнил две оригинальные поэмы на английском языке, а на диске Life он положил на музыку древний японский Коан.
Некоторые из инструментов, на которых играет Stephan Micus:
• Angklung — бамбуковые погремушки с настраиваемой высотой звучания с островов Ява и Суматра.
• Bagana — древняя эфиопская лира с 10 струнами, сделанными из кишок, издающая характерный жужжащий звук. Обычно использовалась исключительно для аккомпанемента при исполнении религиозных песнопений.
• Bodhran — ирландский бубен-барабан, 50 см в диаметре. На нем играли деревянным молотком, одной рукой придерживая поверхность барабана, что позволяло варьировать высоту звука.
• Bolombatto — арфа из Западной Африки с 4 струнами из кишок, натянутыми поперек деки, изготавливаемой из тыквы. К инструменту крепится жестяная трещотка. В древние времена пастухи также использовали инструмент для отпугивания диких зверей.
• Charango — маленькая мандолина из региона южноамериканских Анд. Имеет пять пар нейлоновых струн. Внешне похожа на миниатюрную гитару.
• Dilruba — индийский струнный инструмент с 4 металлическими и 24 симпатическими струнами. Ладовый строй как у ситара.
• Dondon — „говорящий барабан“ из Ганы в форме песочных часов. Мембраны с обеих сторон инструмента сопряжены с кожаными струнами. Прижимая и отпуская струны, можно добиться широкой гаммы звуков различной высоты.
• Doussn' Gouni — западноафриканская арфа с 6 струнами из нейлона или кишок. В качестве резонатора используют калебас, изготовленный из тыквы и обтянутый козьей кожей.
• Duduk (а также Bass Duduk) — армянский язычковый духовой инструмент, сделанный из абрикосового дерева. Имеет ярко выраженный «воздушный» тембр. Несмотря на ограниченный тональный диапазон, обладает не имеющей аналогов способностью передавать самые нежные оттенки эмоций.
• Flowerpots — набор из 30 обычных цветочных горшков, настраивается путем наливания различного количества воды. Звук извлекают ударами рук или деревянных молоточков.
• Gender, Djegok — похожие на ксилофоны инструменты, которые используются в народных инструментальных оркестрах острова Бали.
• Hammered Dulcimer — американская версия инструмента, на котором играют во многих частях света: Персии, Китае, Балканах, Альпах. Имеет 62 металлические струны, натянутые над резонатором, по которым ударяют двумя маленькими деревянными молоточками. Предшественник клавишных инструментов. • Hang — современный металлический ударный инструмент, похожий на карибский инструмент steeldrums.
• Hne — двухрожковый духовой тростниковый инструмент из Бирмы. Из-за пронзительного и очень громкого звука, на нем играют в основном только на улице.
• Kalimba — язычковый духовой инструмент (лингафон) из Танзании. Металлические язычки, на которые надеты мелкие кольца, вмонтированы в маленький деревянный ящик. Имеет характерный жужжащий тембр. Использовался, в числе прочего, для введения в транс путников при длительных переходах.
• Kyeezee — треугольные бронзовые колокола из Бирмы, которые используются исключительно в буддистских религиозных церемониях.
• Ki un Ki — духовой инструмент сибирского племени удэге. Отличается от других подобных инструментов, что на нем играют, не выдыхая воздух, а вдыхая.
• Kortholt — немецкий инструмент эпохи Возрождения. Изготавливался из тростника.
• Mandobahar — очень редкий индийский басовый смычковый (струнный) инструмент.
• Maung — ударный инструмент из Бирмы. Представляет собой набор из 40 настроенных гонгов.
• Mudbedsh — иракский духовой тростниковый инструмент.
• Nay — древнеегипетская флейта из тростника.
• Nohkan — лакированная поперечная бамбуковая флейта. Используется с XIV в. в представлениях японского традиционного театра масок Noh.
• Rabab — афганская лютня с 13 симпатическими струнами. Отличается очень низким и «сухим» звуком. Три главных струны (из кишок) натягиваются поперек деки, изготовленной из бараньей кожи.
• Raj Nplaim — духовой язычковый бамбуковый инструмент с «плавающим» язычком. Используется лаосской народностью Hmong в развлекательных и брачных церемониях.
• Sarangi — индийский струнный смычковый инструмент с 3 основными струнами (изготовленными из кишок) и 35 симпатическими струнами.
• Sattar — струнный музыкальный инструмент с длинным изогнутым грифом. Имеет одну металлическую и 10 симпатических струн. Используется уйгурами и туркменами, проживающих в Западной части Китая.
• Shakuhachi — японская бамбуковая флейта, способная издавать тончайшие звуки, как ни одна другая флейта в мире, использовалась монахами для Zen медитаций.
• Sho — японский «губной орган», состоящий из 17 бамбуковых трубок, вставленных в чашеобразный резонаторный ящик. Закрывая отверстия на трубках, можно воспроизводить широкий спектр аккордов. Трубки звучат как при выдувании, так и при вдувании воздуха, тем самым возможно добиться константного по высоте континуо. Перед началом игры инструмент должен быть нагрет.
• Sinding — западноафриканская арфа с 5 струнами из конопляного волокна. К инструменту может прикрепляться жестяная погремушка, что придает ему эффект перкуссии.
• Sitar — индийский струнный инструмент с 13 sympathetic-струнами и 6-7 melody-струнами.
• Steel drums — ударные инструменты из Западной Индии. Парафраз древних масляных барабанов.
• Stone Chimes — китайский каменный колокол, на котором играли на протяжении тысячелетий. В настоящее время забыт.
• Suling — духовой инструмент из тростника, похожий на блок-флейту. Использовался в традиционных инструментальных оркестрах Индонезийских островов (прежде всего, на острове Бали).
• Tambura — индийский духовой аккомпанирующий инструмент. По звучанию напоминает басовые звуки волынки.
• Tin Whistle — ирландский народный инструмент, металлическая флейта.
• Uillean pipes — ирландская волынка. Играют, положив ее на колено и прижимая меха локтем. Имеет три дополнительные трубки, благодаря которым можно играть аккордами.
• Zither (а также Bass Zither, Chord Zither) — баварский струнный инструмент. Имеется несколько разновидностей, различающихся количеством и типом струн, а также настройками.
Также Стефан Микус использует в своих записях и «живых» выступлениях такие музыкальные инструменты, как:
Колокола и цымбалы (Тибет, Бирма);
Гонги (Бирма, Бали, Китай, Корея);
Тайские поющие чаши;
Алжирская волынка;
Настольная арфа (Германия);
а также Shenai (Индия);
Benas (Сардиния);
Mizmar (Йемен);
Surna (Пакистан);
Tarogato (Венгрия);
Kuan (Китай);
Hichiriki (Япония);
Piri (Корея).
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки