§ Календарь

Гюисманс Жорис-Карл (Joris-Karl Huysmans)

...

Дата рождения: 05 февраля 1848

Дата смерти: 12 мая 1907

Всю жизнь проработал чиновником министерства внутренних дел, попутно создавая свои романы и рассказы. Первый этап его творчества — натуралистический, подражание Золя. Перелом произошел в написании романа «Наоборот», образцовом декадентском романе. В нем Гюисманс сполна выразил свое отвращение к пошлости буржуазной жизни. Это отвращение подтолкнуло его к католицизму, в конце концов он принимает веру и даже становится облатом. Этот период отражен в его автобиографических — и лучших — романах.

Бердяев черзвычайно ценивший Гюисманса писал о нем в статье «Утонченная Фиваида»:

«Он остался серьезным, утонченным до муки, настоящим мучеником упадочности. В нем нет и следов вульгарной пошлости, легкомысленной поверхностности и буржуазности модернистского духа, модного модернистского искусства и стиля (бесстильного). Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благочестивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была изъязвлена оскорбительностью современной культуры, пошлостью современной Франции, уродством жизни, буржуазным духом эпохи. Все, что любила эта душа, все то умирало в современности, она не находила уже ни великого искусства, ни великой мистики былого.

Утонченная чувственность, оторванная от воли, довела Гюисманса до крайней упадочности. Благородство же его природы, серьезность его и католические истоки духа не допустили его превратиться в декадента пошлого, в самодовольного скептика, охранили в нем богочувствие и возвратили его к вере. Гюисманс стал мучеником декадентства, как бы новым пустынножителем.

Книги Гюисманса — не романы, ни в старом, ни в новом смысле этого слова. В них нет старой романической фабулы, нет и нового импрессионизма. Все, что писал Гюисманс, — лишь история его одинокой души, его мучений и обращений, и только. Все герои Гюисманса — он сам в разные периоды его жизни, и, кроме этого единственного героя, никаких действующих лиц нет. Так никто еще не писал, как Гюисманс, никто так не углублял истории души, не утончал ее интимной чувственности. Свою автобиографию, почти исповедь, рассказал Гюисманс так искренне, без всякой рисовки, так просто, как никто. Иным покажется скучной манера Гюисманса. Пусть читают более занимательных писателей. Но хвала тому, кто своей историей одинокой души обострил дилемму — «пистолет или подножье Креста» и пришел к подножью Креста через муки декадентства».

Дополнительные ссылки