§ Календарь
Был крещен в храме Трех Святителей на Кулишках. В Центральном государственном историческом архиве Москвы хранится «метрическая книга, данная из Московской духовной консистории Ивановского Сорока в Трехсвятительскую, что на Кулишках, церковь», в которую и была внесена запись о рождении будущего композитора. Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Родители, впрочем, не смогли сыграть заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына. Отец Скрябина, Николай Александрович, на момент рождения сына едва окончил юридический факультет Московского университета. Поступил в Петербургский университет восточных языков, после которого служил в Турции и в России появлялся редко. Мать композитора, Любовь Петровна Скрябина (Щетинина), была блестящей пианисткой. Окончила консерваторию в Петербурге, гастролировала по городам под фамилией Скрябина. Умерла от туберкулеза в 1873 г. Александра Скрябина воспитала родная тетка, Любовь Александровна. Саша имел превосходный музыкальный слух и память. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других попадавшихся под руку инструментах. Самым любимым инструментом маленького Скрябина был рояль. Еще не зная нот, он мог проводить за ним многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. В 1882 г. 10-летний Александр Скрябин был принят во 2-й Московский кадетский корпус. Постепенно у Саши созрело решение поступить в консерваторию. Параллельно он стал заниматься частным образом у видного московского педагога Н. Зверева. При этом он также начал брать уроки по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В возрасте 16 лет Скрябин поступил в консерваторию. Одновременно Скрябин был принят также в класс фортепиано. Здесь его педагогом стал Василий Ильич Сафонов, крупный музыкальный деятель, пианист и дирижер. Известен случай, когда Скрябин исполнял гавот Баха и немного сбился. Не растерявшись, он начал импровизировать, подражая немецкому композитору. Очень скоро Скрябин наряду с Рахманиновым обратил на себя внимание педагогов и товарищей. Танеев ценил талант своего ученика и относился с большой теплотой к нему лично. Скрябин отвечал учителю глубоким уважением и любовью. Созданные Скрябиным в период учения произведения написаны почти исключительно для его любимого инструмента. За 1885–1889 гг. им было написано более 50 различных пьес. В 1894 г. он впервые выступил в Петербурге, как пианист-исполнитель собственных произведений. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем М. Беляевым. Это знакомство сыграло важную роль в начальном периоде творческого пути композитора. При всеобщем признании феерического таланта Александра Николаевича, восхищение одних, недоумение и неприязнь других с годами лишь возрастают, деля аудиторию на «скрябинистов» и «антискрябинистов», шокированных новаторским характером его сочинений. Однако профессиональная карьера композитора складывалась в целом удачно, не только благодаря незаурядной воле и творческой активности самого Скрябина, но и из-за постоянной поддержки почитателей его искусства — Митрофана Петровича Беляева, М. К. Морозовой, Сергея Александровича Кусевицкого, Александра Ильича Зилоти и др. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Отзывы французских критиков о русском композиторе были в целом положительны, некоторые даже восторженны. Отмечались его индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование. Кроме Парижа Скрябин выступил тогда же в Брюсселе, в Амстердаме, Гааге. В последующие годы он бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 г. здесь состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных — Вера Ивановна, с которой он чередовался. Концерт прошел с огромным успехом. В 1898 г. Скрябин принял руководство классом фортепиано в Московской консерватории и стал ее профессором. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии и этюды. Созданный им в 1894–1895 гг. цикл из 12 этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда «патетическим», — одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина. Кроме пьес малой формы, Скрябин создал в эти годы также ряд крупных фортепианных произведений. Первую сонату он написал всего через год после окончания консерватории. Важной в творческом развитии Скрябина является его Третья соната. Здесь впервые четко воплощена идея, составившая в дальнейшем основу его симфонических произведений — необходимость активной борьбы для достижения цели, основанное на непоколебимом убеждении в конечном торжестве света. Летом 1899 г. Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии. В основном она была окончена в этом же году. Музыка симфонии захватывает романтической взволнованностью и искренностью переживаний. Вслед за Первой симфонией Скрябин сочинил в 1901 г. Вторую, продолжая и развивая круг образов, намеченный в ее предшественнице. В 1904 г. Скрябин завершает свою Третью симфонию. К этому времени он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории). Но, преклоняясь перед творчеством Скрябина, она пожертвовала ради него всеми личными интересами. В Париже 29 мая 1905 года состоялось первое исполнение Третьей симфонии — она стала замечательным памятником русской и мировой симфонической музыки начала XX столетия. При ярко выраженном своеобразии в ней отчетливы связи с традициями отечественной и зарубежной музыки. Еще через год у Скрябина зародилась идея следующего крупнейшего оркестрового произведения — поэмы «Прометей». Музыка поэмы была в основном в 1909 г. Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 г. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Первые месяцы 1915 г. Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля, который оказался последним. Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. Ранним утром 27 апреля душа Александра Николаевича покинула тело…
Евангельские чтения дня:
Культурные и церковные деятели: