§ Календарь
Основоположник исихазма, свел воедино аскетические учения Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита. Его труды посвящены обоснованию и описанию духовного опыта и практики православного монашества. Учение Григория Синаита в основном сконцентрировано на теме хранения ума и сердечной молитвы. Святого Григория Синаита можно считать главным вдохновителем исихастского возрождения XIV в.; его сочинения занимают в «Добротолюбии» одно из важнейших мест. Эпоха Григория Синаита была бурная, из-за набегов и войн он был вынужден много путешествовать: Кипр, Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь (возле границы между Болгарией и Византией), снова Афон, Парория. Множество греков, сербов, болгар и румын шли к нему в послушание. Один из них, Феодосий, после смерти Григория основал монастырь на горе Килифарево, недалеко от города Тырнов. Эта обитель воспитала великих монахов и пастырей, благодаря которым исихастское духовное учение будет распространяться по всему славянскому миру — Евфимия, патриарха Тырновского, Ромила и Григория Исихаста, проповедовавших священное безмолвие при поддержке князя Лазаря в Сербии, Киприана, митрополита Киевского, принесшего исихазм на Русь, где столетие спустя будет подвизаться, глубоко впитавший учение Григория Синаита преподобный Нил Сорский (1433–1508). Хотя лично Григорий Синаит не участвовал в исихастских спорах, но многие его ученики — в особенности один из них, который в дальнейшем стал патриархом константинопольским Каллистом I, — твердо поддерживали защитника священного безмолвия, святого Григория Паламу. О нем: Скурат
Марко Скарпа — «Аскетическое учение св. Григория Синаита и его рецепция у славян»
Петр (Пиголь) «Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники»
Предисловие прп. Василия Поляномерульского
Житие, написанное учеником Григория Каллистом Патриархом (Ксанфопулом)
Другие материалы по теме:
Утренняя:
Апостола чтения дня: