§ Календарь
Великий русский философ, один из основных представителей (и основателей) экзистенциализма. Его называют «антифилософом»: главной стремлением Шестова было вырваться из пут сознания, считающее, что оно — основание мира, из схем и абстракций разума, закрывающих реальность. Борьба с «самоочевидностями» — очевидностью смерти, страдания, того, что мир навязывает человеку. Для него они воплощались в рационализме и гуманистической морали. Он не мог идти по основной магистрали философии, чтобы снова не впутаться в дискурс мира сего: он выбирает формы афоризма и комментария. Главное для Шестова — выбраться из плена иллюзий «общеобязательных суждений» — к Богу. Поэтому он выбирает объектом своей философии опыт людей, стоявших перед Господом: Достоевский, Паскаль, Ницше, Кьеркегор. Шестов захвачен стихией Писания: особенно пророками и ап. Павлом. Именно Библия, бросающая вызов миру, с ее воплем к Богу и ответом Бога на него — главное свидетельство того, что «самоочевидности» — страшная иллюзия, обман. «Ум ведет к необходимости, вера ведет к свободе» — эта цитата могла бы сойти за шестовский девиз. «Оглядываться на каждом шагу и спрашивать разрешения у истины, — пишет Шестов, — нужно лишь постольку, поскольку человек принадлежит к эмпирическому миру, в котором и в самом деле господствуют законы, нормы, правила… но человек ищет свободы и рвется к божественному». О нем:
Другие материалы по теме:
- Шестов, Лев Исаакович
- Лекции по греческой философии
- Пушкин в русской философской критике
- Русская философия смерти. Антология
- Лекции по греческой философии
- Шекспир и его критик Брандес
- Potestas clavium (Власть ключей)
- Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)
- Добро в учении графа Толстого и Ницше
- Достоевский и Ницше
- Апофеоз беспочвенности
- Афины и Иерусалим
- На весах Иова
- Sola Fide — только верою
- Начала и концы
- Великие кануны
Апостола чтения дня:
Культурные и церковные деятели: