§ Календарь
Православный календарь: 23 февраля (10 февраля по старому стилю)
Одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий немецкий композитор и органист, мастер монументальной оратории, он открыл новые перспективы в развитии этого жанра, создал более 40 опер, около 30 ораторий, сочинения для оркестра, органа, клавесина и многие другие инструментальные произведения. Гендель родился в 1685 г. в саксонском городе Галле в семье придворного врача. У мальчика рано проявились музыкальные способности, и отец, намеревавшийся сделать сына юристом и поначалу не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии, отдал его на обучение лучшему музыканту города. Изучая право в Галльском университете (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю своего покойного отца), Гендель параллельно служит органистом в церкви, сочиняет, преподает пение. Его влечет к себе опера, и в 1703 г. он уезжает в Гамбург, один из культурных центров Германии XVIII в., имеющий первый в стране публичный оперный театр. Служит скрипачом, аккомпаниатором, а затем и дирижером Гамбургского театра. Здесь в 1705 г. состоялась премьера первой оперы Генделя «Альмира». Ее успех окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим, и после закрытия оперного театра он направляется в Италию. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. Гендель становится знаменитым. И все-таки главное слово в искусстве Генделю предстояло сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Он быстро превосходит всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его «Te Deum» исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, — честь, которой до него не удостаивался ни один иностранец. Композитор создает свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Лондонские оперы распространяются по всей Европе, но интерес к итальянскому оперному искусству резко снижается, и это не может не отразиться и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины. В июне 1728 г. Академия перестает существовать. Гендель едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй Академии. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая его Академия закрывается в 1737 г. Он создает свои последние оперы и завершает работу в этом жанре, которому посвятил более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. В 1738 г. одна за другой появляются две его гениальные оратории — «Саул» и «Израиль в Египте». 1740-е годы знаменуют невероятный подъем в творчестве композитора. Шедевр следует за шедевром. «Мессия», «Самсон», «Валтасар», «Геракл», ныне всемирно известные оратории, создаются с огромным напряжением творческих сил в очень короткий промежуток времени (1741–1743). В 1746 г. Гендель пишет «Ораторию на случай», а в 1747 г. — «Иуду Маккавея». Последняя оратория Генделя «Иевфай» (1751) открывает такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки его современников. В 1751 г. композитор ослеп. Страдающий, безнадежно больной, он продолжал участвовать в концертах как дирижер и органист. Скончался Георг Фридрих Гендель 14 апреля 1759 г. в Лондоне. Похоронен в Вестминстерском аббатстве. Полное собрание сочинений Генделя, издававшееся с 1856 по 1894 г., насчитывает 100 томов. В честь великого мастера в Англии и Германии проводятся ежегодные торжества, которые собирают здесь исполнителей и слушателей со всего мира.
Другие материалы по теме:
- Гендель, Георг Фридрих (Georg Friedrich Händel)
- Израиль в Египте
- Рождественский концерт
- «Музыка на воде» фа мажор HWV 348
- «Музыка на воде» соль мажор HWV 350
- «Музыка на воде» ре мажор HWV 349
- «Музыка для королевского фейерверка» HWV 351
- Оратория «Мессия» (часть 2)
- Оратория «Мессия» (часть 1)
- Опера «Ксеркс» HWV 40
- Кончерто гроссо op. 6 № 1 соль мажор HWV 319
Евангельские чтения дня:
Культурные и церковные деятели: