§ Календарь
Михайлов, Александр Николаевич
Дата рождения: 16 мая 1961
Актер театра и кино, певец, исполнитель совместно с супругой Еленой Михайловой духовных стихов и песнопений. С 12 лет ходил в театральную студию, где занимался фехтованием, пластикой, участвовал в своих первых театральных постановках. Такая подготовка, а также несомненный природный талант, помогли юноше легко поступить в Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова (курс Ю. В. Катина-Ярцева). Во время учебы Александру начали поступать предложения сняться в кино. Дебютировал он в 1981 г. ролью Тропинина-младшего в драме Сергея Евлахишвили «Тропинины», а на втором курсе снялся у Анатолия Эфроса в телевизионном спектакле «Ромео и Джульетта» в роли Ромео. Сразу после окончания ВТУ в 1983 г. Александр Михайлов исполнил роль молодого Ломоносова в популярном телесериале «Михайло Ломоносов». Но особенно актер запомнился и полюбился зрителям по эксцентрической мелодраме Марка Захарова «Формула любви». Это его герой, одухотворенный, поэтический юноша Алексей, просил графа Калиостро оживить скульптуру, в которую влюбился, а потом стрелялся все с тем же графом из-за прелестной Машеньки (Елена Валюшкина). Прекрасная, искрометная роль! А какие актеры играли вместе с Михайловым: Александр Абдулов, Семен Фарада, Нодар Мгалоблишвили, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой! Александр Михайлов вспоминает о той своей работе: «Я не относился к ней серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь «Формула любви» — это комедия. Потом я задумывался, почему фильм оставляет такое светлое впечатление. Ведь Калиостро боролся с Богом, хотел вывести формулу любви и доказать, что человек сильнее Творца. Но в результате получается, что Бог победил. Кстати, у А. Н. Толстого этого нет. Финал, где Калиостро покаялся и сдал себя властям, придумал Григорий Горин. Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же…» По окончании ВТУ Александр Михайлов был принят в Центральный детский театр. Здесь его карьера также начала складываться более чем удачно: много работы, главные роли. В театре Александр встретил и свою любовь в лице молодой актрисы Елены Черняк. Он вспоминает: «Мы сразу поняли, что внутренне близки, начали много общаться, нам почему-то все время хотелось друг другу выговориться, наверное, потому, что у каждого за спиной была уже прожитая часть жизни, были душевные раны». Вскоре они сыграли свадьбу, и Елена взяла фамилию мужа… Казалось, что все в их жизни хорошо. Но за внешним благополучием скрывалось неудовлетворенность жизнью, душевное смятение. Как рассказывает Александр, в театре наметилась тенденция на развращение человеческих душ. Те роли, которые ему доставались, он отвергал по этическим принципам. Ну не мог он играть убийц или самоубийц! Некоторое время Александр и Елена пытались бороться с этим, но все оказалось бессмысленным. По совету Елены Александр Михайлов обратился в церковь, к отцу Николаю Ведерникову. «Батюшка меня спросил — в чем вы хотите покаяться, а я не знал, ну в чем мне каяться? — рассказывает Александр. — И он сказал тогда — вы еще не готовы. И мы просто разговаривали. Я говорил о своей жизни, о своих сложностях, о том, что меня мучает, фактически, это нельзя было назвать исповедью. Но, несмотря на это, когда я вышел из храма, я вдруг ощутил, что что-то произошло. Я почувствовал, что это не просто так, как мне раньше казалось — постояли и поговорили два человека. Нет, кто-то еще при нашей беседе присутствовал. И я ощутил это Присутствие, и стал к этому относиться серьезно, стал анализировать, записывать грехи, которые нужно исповедовать». Просто так уйти из театра, в никуда, не подготовив почву, было опрометчиво. Против этого был отец Иоанн, который говорил им: «Ничего не делайте по наитию и желанию, но сообразуясь с реальной обстановкой и своими возможностями. Что вы умеете и есть ли возможность реализовать это умение. На этот вопрос ответьте себе сами. И всякое дело начинайте с молитвы». Александр и Елена, еще работая в театре, начали брать уроки вокала и сольфеджио, готовя себя для служения в храме. Окончательно порвать с театром они решили в 1987 г. Уход Александра и Елены Михайловых из театра окружающие восприняли по разному. Родители недоумевали, как можно было оставить успешную работу, многие коллеги, считая их предателями, перестали с ними общаться, а газеты радовались возможности преподнести читателям «жареные» факты. Впрочем, были и те, кто восхищались поступком Михайловых. «Уйдя из театра, мы окунулись в другой, совершенно неведомый нам мир, который переборол все. Мы не оглядывались с болью назад, и для нас это была милость Божия. Радость, к которой мы приобщились, она все покрывала», — признается Александр. Свою новую жизнь они начали в храме, в подмосковном селе Гребнево, став певчими в хоре. Альт и тенор. Чуть позже Михайловы пришли к идее совместного исполнения духовных песен. В 1994 году они начали выступать с сольными концертами по России, а затем и за рубежом. Их аудитория самая разная. Михайловы выступают в больницах и детских домах, в домах для престарелых и тюрьмах, и, конечно же, в монастырях и многочисленных приходах московских храмов. Их песни, посвящены любви к Богу и к родной земле, а авторами стихов являются как знаменитые поэты: Сергей Есенин, Владимир Тредиаковский, Николай Гумилев, так и деятели церкви: архидьякон Иосиф, монахиня Антония, святитель Дмитрий Ростовский, а также неизвестные сочинители. Дуэт Михайловых возвращает людям спокойствие, веру в добро и в духовное богатство. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Михайловы выпустили несколько аудиоальбомом: «Слава Богу за всё!» (1995), «Пойте, детки, Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003). Последний альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора Соколова, погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 г. Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, Александр и Елена в 1997 году окончили Православный Свято-Тихоновский богословский институт со степенью бакалавра религиоведения (Александр) и бакалавра искусств (Елена). Еще одной стороной творчества Михайловых стала постановка спектаклей. Александр Михайлов рассказывает: «Нам в какой-то момент показалось мало певческого языка, чтобы высказать все, что сейчас нас волнует. Мы почувствовали, что нужно воспользоваться языком драматургии». Да, они вновь вернули к театру, но к театру, о котором мечтали, выбирая литературу, близкую им по духу. Для своей первой постановки (которая была осуществлена в 1998 г.) Михайловы избрали сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», пригласив режиссером профессора театрального училища имени Б. В. Щукина Марианну Рубеновну Тер-Захарову. Михайловы же исполнили в спектакле каждый по несколько ролей. О вере в спектакле напрямую не говорится, но при этом поднимаются понятия совести, нравственности. А ведь совесть — это и есть глас Божий в человеке. В последующие годы Михайловы поставили еще ряд спектаклей, среди которых — «Матренин двор» по рассказу Солженицына (режиссер В. В. Иванов), демонстрировавшийся в театре «Глас». Постановки Михайловых все больше пользуются успехом и популярностью у зрителей, а это значит, что их усилия не напрасны. В 1987 г. супруги уходят из театра. В 1994 г. начинают совместно выступать с сольными концертами. В 1997 г. супруги окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Александр получил степень бакалавра религиоведения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II супруги Михайловы выпустили несколько аудиоальбомов: «Слава Богу за всё!» (1995), «Пойте, детки, Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003). Последний альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора Соколова, погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 г. Супруги Михайловы стали лауреатами I Московского молодежного фестиваля авторской духовной песни во имя св. Романа Сладкопевца «Исповедь сердца», были награждены медалями прп. Сергия Радонежского II степени и св. благоверного князя Даниила Московского.
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки