§ Календарь

Любоевич, Дивна (Divna Ljubojević)

...

Дата рождения: 07 апреля 1970

Дивна Любоевич (серб. Дивна Љубојевић, Divna Ljubojević; родилась 7 апреля 1970, Белград) — сербская исполнительница православной духовной музыки Сербии, Византии, Болгарии и России. Основатель, регент, солистка и руководитель хора «Мелоди». Дивна Любоевич родилась в Белграде 7 апреля 1970 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Выросла в религиозной православной семье. Церковному пению она начала учиться еще ребенком в монастыре Введения, у монахинь, которые бережно сохраняли свои уникальные традиции церковного пения. Затем окончила музыкальную школу «Мокраньяц», в Белграде и Музыкальную Академию в городе Нови-Сад. Искусством дирижирования Дивна занимается уже почти два десятилетия, сначала в певческом обществе «Мокраняц», а затем в Первом Белградском певческом обществе как «самый молодой дирижер в истории старейшего сербского хора». В 1997 г. по благословению епископа Луки Дивна основала хор при церкви Святого Саввы в Париже, с которым кроме участия в богослужениях вела активную концертную деятельность. В июле 1998 г. на Academie Musikale d Ete в Амийю (Франция) давала уроки по хоровому пению. Результатом ее работы как педагога-музыканта стали многочисленные награды на соревнованиях музыкальных школ (районных, городских, республиканских). Свое сольное творчество Дивна впервые представила СD «Живоносный Источник» (2000). Работа с «Мелоди», со дня основания ансамбля, является главным направлением в творческой деятельности Дивны Любоевич. Православные богослужебные песнопения — одно из явленных чудес. В них — любовь и надежда, энергия и смирение. Церковные песнопения в исполнении Дивны Любоевич воспринимаются ясным знаком молитвы. Молитвы, к которой устремляется все естество верующего человека, которая действует как отточенный меч в ежедневной битве с самим собой, которая наполняет особым светом и согревает сердца. Богослужебное пение называют звучащей иконой, оно, как и икона, раскрывает суть Православия. Православные песнопения в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди» создают образ Православия. Особенной иконичностью отличаются древние византийские и сербские песнопения в исполнении Дивны и ее коллектива, записанные на CD-диcки «Христос родился», «Лучшие Пасхальные песни Православного востока», «Мелоди». Эти мелодии, говорил священномученик Вениамин, епископ Романовский, отдают «…такой далью времени, такой силой чувства, на которые не поменяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени…». Эти древние мелодии будят религиозное чувство у слушателя, который узнает в этих напевах на греческом, церковнославянском современном и церковнославянском дореформенном языках то, что вложено в душу изначально, от рождения, что указывает на давно и «хорошо проторенные тропинки, ведущие душу к небу, к Богу». Пение Дивны искусное, она слышит и воспроизводит обертоны, которые наполняют музыкальным звуком земную атмосферу. В православной традиции такое явление называется «ангельским пением». Более распространено обертональное звучание мужских голосов. Обертональное звучание женского голоса встречается редко и воспринимается как сугубо возвышенное. Такое пение дает трепет и радость душе. Звучание литургических песнопений в исполнении Дивны Любоевич и ее хора свидетельствует об учении Святых Отцов Церкви, которые говорили, что в пении человек может излить восторг и полет души, отрешится от страстей и обыденных чувств. Мелодии «Кратимы» («Терирем»), «Агни Парфене», «Аксион эстин», «Христос Анести», «Анастасеос имера» задают простор восторгу о Богоприсутствии, что не умещается в границе слов, тому чувству, которое направляет на достижение высшего христианского идеала — вечного блаженства. Святые Отцы называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией, которая помогает верующим обучать свои души. Пение хора «Мелоди» и Дивны Любоевич удивительно церковно: его звучание помогает воспринимать текст песнопений, наполненный всеобъемлющей и всепрощающей любовью, помогает отрешиться от мирской суеты, чувственности, погрузиться в созерцание вечных абсолютных истин, в глубины собственного духа. Обучению души слушающего помогает великолепная дикция певцов. Хорошо понятны даже древние славянские тексты с явными сербскими особенностями произношения. Музыкальная интерпретация богослужебных песнопений Дивной Любоевич — простая, красивая, и вместе с тем оказывает сильное эмоциональное воздействие, помогает вновь и вновь переживать литургическое чувство. Учитель Церкви Климент Александрийский подчеркивал пользу, которую должна приносить христианская музыка. Исполнение Дивной богослужебных песнопений способно улучшить и смягчить характер человека. Сольные мелодии, исполняемые Дивной, бесстрастные и целомудренные. Звучание голоса Дивны — как тихая свеча молитвы, горящая ровным спокойным пламенем, без религиозной экзальтации, аффекта, сентиментальности. Ее молитва — выражение веры и любви к Богу, дыхание, без которого душа «усыхает», так же как тело умирает без воздуха. Отцы Церкви представляли музыку христианских песнопений единственным непосредственным способом общения души с Богом. Христианская песнь выражает глубинные основы жизни во Христе, о которой поет сердце. «Елицы во Христа креститеся», «Иже херувимы», «Ангельский собор», «Воскресение Христово видевшее» мелодически связывают человека с Истиной, Красотой и Мудростью, призывая к восстановлению разрушенной в результате грехопадения человека гармонии мира. Вся жизнь человеческая должна стать музыкой, ликующей песнью, хвалой Творцу. В настоящее время пение богослужебных песнопений не ограничивается местом (храм) и временем (богослужение). Богослужебное пение вышло за порог Церкви и выполняет теперь миссионерское служение. Но где бы не звучали православные песнопения — в церкви, на сцене, в наушниках — они учат душу божественным истинам. Особенное внимание заслуживают песнопения, записанные на CD-диске «Концерт». Здесь собраны авторские интерпретации текстов православных песнопений сербских композиторов С. Мокранеца, С. Христича, Д. Любоевича, В. Илича. Их музыка оригинальна, красива. Композиции написаны на литургические неизменяемые тексты, а также на тексты тропарей и песнопений панихиды с использованием различных приемов изложения хоровой фактуры — от хоральной до полифонической. Органично входят в репертуар CD-дисков Дивны Любоевич песнопения с музыкой А. Архангельного, Н. Кедрова, П. Чеснокова, М. Ипполитова-Иванова, А. Кастальского. К интерпретации такого рода песнопений Дивна относится так же, как иконописец — решая задачу передачи верующим Божественного Откровения. Регент выражает содержание православной веры, раскрывая музыкальную форму литургических текстов.

Дополнительные ссылки