§ Календарь
Прокофьев, Сергей Сергеевич
Дата рождения: 23 апреля 1897
Дата смерти: 05 марта 1953
Русский и советский композитор, дирижер и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX в. Родился в семье ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846–1910). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причем на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9–10 лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902–1903 гг. брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 г. учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова по инструментовке, А. К. Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. и как пианист в 1914 г. По 1917 г. включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа. С 1908 г. дает первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1918 Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 г. вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьей — женой и сыновьями Святославом и Олегом обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39. Прокофьев вошел в историю музыки как новатор, начавший вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX в. В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трем апельсинам». С начала 1930-х гг. музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приемы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945). С 1941 г. Прокофьев жил уже отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15.01.1948 г. композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 г.; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989 г. Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944–1945). Они выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях. (от редактора: Этот фильм, показываемый во время Великой Отечественной, сыграл огромную роль в поднятии боевого духа нашего народа, и музыка к этому фильму во многом помогала этому. «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!» — призыв к защите родной земли, Веры, не мог не найти отклика во многих сердцах русских людей…) В 1948 г. Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике как не соответствующие концепции социалистического реализма. С 1949 г. Сергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5.03.1953. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки