§ Календарь

Симеон Новый Богослов, преподобный

...

Дата смерти: 12 марта 1022

Возможно, самый выдающийся мистик Православия, один из трех Отцов, которых Церковь нарекла богословами. Богослов, поэт, мистик. Родился в богатой знатной семье, в 11 лет Симеона отправили учиться в Константинополь. Благодаря протекции дяди Симеон молодым человеком становится чиновником при императорском дворе. Но чтение духовных книг подтолкнула Симеона на путь иночества. Он находит себе духовного наставника — св. Симеона Благоговейного. Старшего Симеона отличало некоторое юродство (ходил голый, например) и полнейшая духовная свобода: младший Симеон приводит такие слова старшего: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу». Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 г. прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь находился в полном упадке. Благодаря Симеону Новому Богослову обитель расцвела, молодой игумен начал приобретать известность среди народа и аристократии. Однако призывы Нового Богослова к активной духовной жизни нравились не всем: монахи открыто начали сопротивляться своему игумену. Симеон простил братию. Однако впоследствии Нового Богослова все-таки вышвырнули из его собственной обители. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь Новый Богослов останется до своей кончины.

В своих «Гимнах любви» этих, воистину любовных поэмах, Симеон Новый Богослов запечатлел тягу человеческой души к Богу («Я искал Его, Кого вожделел, Кого (пламенно) возлюбил, прекрасной красотой Кого я был ранен, я воспламенялся, я горел весь, сожигался») и слияние Христа с человеком («Он находится внутри меня, блистая, как молния, внутри моего жалкого сердца, отовсюду облистая меня бессмертным сиянием, озаряя все мои члены лучами, весь сплетаемый со мною, лобызает меня всего и всего отдает Себя мне, недостойному, и я наполняюсь Его любовью и красотою и насыщаюсь наслаждением и божественною сладостью. Причащаюсь света, приобщаюсь и славы, и мое лицо сияет, как моего Вожделенного, и все мои члены становятся светоносными»).

О нем:

Житие Симеона Нового Богословие, написанное его учеником Никитой Стифатом

Василий (Кривошеин) «Преподобный Симеон Новый Богослов», «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии прп. Симеона Нового Богослова, «Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова», «Григорий Палама или Симеон Новый Богослов?», «Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально–политической действительности своего времени»

Мейендорф

Иларион (Алфеев) «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание»

Иларион (Алфеев). «Антропология прп. Симеона Нового Богослова»

Керн в «Антропологии св. Григория Паламы»

Словарная статья Аверинцева

Сорокин в курсе «Мистицизм»