§ Календарь

Кулиджанов, Лев Александрович

...

Дата рождения: 19 марта 1924

Дата смерти: 17 февраля 2002

Советский и российский кинорежиссер, сценарист и педагог. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1982). Член КПСС с 1962 г. Родился 19 марта 1924 г., (по другим источникам — 19 августа 1923 г.), в Тифлисе, (ныне Тбилиси, Грузия), в армянской семье служащих. Отец — Кулиджанов Александр Николаевич, крупный партийный работник, был арестован в ноябре 1937 г. Исчез и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать — Кулиджанова Екатерина Дмитриевна была также репрессирована в декабре 1937 г. и отправлена в исправительно-трудовой лагерь. Кулиджанов остался с бабушкой. Его юность прошла в Тбилиси. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством, и прежде всего театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах — драматург, актер, режиссер. В 1942 г. Лев Кулиджанов окончил школу и поступил в Тбилисский государственный университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод, выпускавший в то время стрелковое вооружение. Летом 1944 г. почти без денег Кулиджанов уезжает в Москву поступать во ВГИК. Вступительные экзамены принимали Г. М. Козинцев, он набирал курс, и директор ВГИКа Л. В. Кулешов. Успешно сдав экзамены, Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьезно подорвали его здоровье, заставили бросить учебу и уехать домой, в Тбилиси, куда после ссылки уже вернулась его мать. Потеря ВГИКа была для Кулиджанова большой трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И все-таки в 1948 г. он вновь становится студентом ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1955. Работал на киностудии им. М. Горького. В 1955 г. Кулиджанов дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Оганесяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви. Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1963, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (совместно с киностудией «ДЕФА» (ГДР) (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны. Творческая деятельность Л. А. Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочеталась с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 г. он возглавлял главное управление художественной кинематографии в Госкино СССР. В 1964 г. стал председателем Оргкомитета СК СССР. В 1965 г. на 1-м съезде кинематографистов был избран первым секретарем Правления СК СССР и проработал на этом посту до 1986 г. В 1986 г. после 5-го, «революционного», съезда СК СССР, на котором его смещение с занимаемого им в течение 21 года поста первого секретаря Правления получило широкую огласку, вышел из состава СК СССР. До 1989 г. работал художественным руководителем киноэпопеи «XX век», которая была осуществлена лишь частично. Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х гг., доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Лев Кулиджанов принадлежал к первому поколению, которое пришло в кинематограф после Великой Отечественной войны. Его фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Отчий дом» (1959), «Когда деревья были большими» (1961), «Преступление и наказание» (1969) стали классикой советского кинематографа. Он был одним из первых «шестидесятников», представителем «новой волны» в советском кинематографе, одним из самых гуманных, достойных режиссеров старой школы и стойких руководителей Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977 г.). В 1970–1995 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе, с 1985 г. — заведующий кафедрой режиссуры ВГИКа. Избирался членом ЦРК КПСС (1966–1967), кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Совета Национальностей ВС СССР 7–11 созывов (1966–1989) от Литовской ССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Был президентом Общества культурных связей «СССР — Мексика». Лев Александрович Кулиджанов жил и работал в Москве. Скончался 17 февраля 2002 г., (по другим источникам — 16 февраля, 18 февраля). Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. (На могильной плите указаны годы жизни — 19.08.1923 — 17.02.2002).

Материалы автора в медиатеке

Дополнительные ссылки