§ Календарь
Римский-Корсаков, Николай Андреевич
Дата рождения: 18 марта 1844
Дата смерти: 21 июня 1908
Русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. В 1856 г. отец отвез Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862. В 1862–1865 гг. Римский-Корсаков был назначен на клипер «Алмаз». Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые он запечатлел в своих оркестровых произведениях. Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков попадает в общество членов «Могучей кучки». По настоянию Балакирева он заканчивает свою Первую симфонию, которая была исполнена в 1865 г. под управлением самого Балакирева. В конце 1860-х гг. Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». С 1870-х расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883–1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьезные недостатки в своем музыкальном образовании и сам начинает увлеченно изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка» по драме Л. Мея). В 1880-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создает свое крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада». В начале 1890-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Преставился Николай Андреевич 21 июня (8 июня по ст. ст.) 1908 г. в усадьбе Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния.
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки