§ Календарь
фон Триер Ларс (Lars von Trier)
Дата рождения: 30 апреля 1956
Один из главных современных режиссеров. Посмеем сказать, его «модность» и «призоемкость» мешает понять подлинный характер его творчества; или шире сама эпоха такова, что его вполне понятные (просто «в лоб») послания остаются не услышанными. Тем не менее Триера трудно охарактеризовать как то иначе нежели чем религиозного моралиста, создающего более чем понятные (почти примитивные) притчи. Трилогия «Золотое сердце» (название кажется вполне понятное): «Рассекая волны» — история избранной Богом, история самопожертвования любви; «Идиоты» — история юродивых, сирых и убогих, Божьих дурачков и бедняков; «Танцующая в темноте» — слепая глазами, но зрячая сердцем любовь. Во всех трех фильмах трилогии — условные «святые» подвергаются «гонению» от мира сего; жертва святых. «Догвилль»: буквально Благодать посещает Собачий город, который изобличается своей реакцией на благодать как грешный и уничтожается Справедливостью. «Антихрист» — уже просто азбука: грехопадение (секс как все-таки традиционный символ греха — и смерть ребенка), отношения жены и мужа — а муж еще и врач — как души (или природы) с Богом (опять-таки традиционные символы), восстание души, страдание и жертва Бога; буквально (!) нарисованная схемка на бумажке кто виновник Зла (этапы понимания: природа — сатана — я); повреждение природы и финальное эсхатологическое воскрешение: торжественное шествие исцеленных жены и всей природы. Всё это — на поверхности. Фильмы — буквально в лоб бьющие притчи; отсюда и стратегия «Догмы», которая кажется просто описывает механизм притчи. Максимально аскетическое кино (при этом — у Триера — без сомнения именно как кино — совершенное) — вплоть до схематичности «Догвилля» — дабы не заслонять суть истории; история — тоже максимально простая (как средневековые аллегории; или «Путешествие пилигрима»), дабы не заслонять смысла. Свирепость, агрессивность, крайность манеры Триера — как оплеуха, удар к бодрствованию, как крик пророка. Известная примитивность — чтобы поняли: характерно, что все равно мало кто понимает.
Материалы автора в медиатеке
Дополнительные ссылки