§ Календарь

Победоносцев, Константин Петрович

...

Дата рождения: 02 июня 1827

Дата смерти: 23 марта 1907

Российский государственный деятель, ученый-правовед, мыслитель. Здесь представлены фрагменты из его знаменитого «Московского сборника». К. П. Победоносцев происходил из старинного священнического рода, но отец его был профессором русской словесности в Московском университете. В 1846 г. Победоносцев окончил Петербургское училище правоведения и начал чиновничью карьеру в 8-м департаменте Правительствующего Сената. Одновременно занимался научной деятельностью, свои исследования публиковал в журнале «Русский вестник». С 1860 по 1865 г. работал на кафедре гражданского права в Московском университете, где стал одним из блестящих профессоров-цивилистов. Профессиональный авторитет его был столь высок, что в 1860 г. его пригласили в Петербург для преподавания законоведения наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу. Это приглашение стало переломным в судьбе профессора права, начинается его стремительная столичная карьера. В 1863 г. К. П. Победоносцев сопровождает своего ученика в путешествии по России. В 1865 г. после смерти наследника Николая Александровича дает уроки новому наследнику Александру Александровичу — будущему императору Александру III. В 1868 г. К. П. Победоносцев назначается сенатором, а в 1872 г. — членом Государственного совета, в 1880 г. — обер-прокурором Священного Синода и членом Комитета министров. Всё это время продолжал заниматься научной деятельностью, выступал как публицист, теоретик-педагог и переводчик, много переводил научной литературы с английского, французского, немецкого, чешского языков. Хорошо знал и понимал русское искусство. По его личным просьбам правительство оказывало материальную помощь В. М. Васнецову, П. И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корсакову, Н. Г. Рубинштейну. Один из самых заметных теоретиков политического консерватизма. Он считал, что так как человек несовершенен, то, следовательно, не может создать совершенного общества. Выступал против всяких переделок социального бытия, считая, что только государственные формы, проникнутые религиозным началом и освященные самим Творцом, способны удержать человечество от гибельного хаоса. Положительных изменений в жизни страны можно достичь только через исправление нравов. Считал русскую либеральную интеллигенцию «пятой колонной» Запада, которая навязывает своему Отечеству чужеродные идеи. Особой критике подвергал символы западноевропейской демократии — систему отделения церкви от государства, суд присяжных, «свободную» прессу, парламентаризм. Парламент определял как «учреждение, служащее удовлетворению личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей». Считал, что общественное и государственное устройство России должно стоять на триедином фундаменте Православия, Самодержавия и Народности. Только такое государство, на его взгляд, несло «идею правды». Много лет он олицетворял в глазах образованного сословия одновременно и ужас государственного угнетения и последнюю надежду перед крепнущей революционной стихией. Как бы не относится к мысли Победоносцева, но нельзя отрицать, что многие его пророчества сбылись.

Воспоминания преподобномученицы Марии (Скобцовой) о Победоносцеве

Материалы автора в медиатеке