§ Календарь

Арсений (Жадановский), епископ

...

Дата рождения: 06 марта 1874

Дата смерти: 27 сентября 1937

Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. Состоял с 1927 г. в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному еп. Серафиму (Звездинскому). Еще с первых лет своей жизни в Чудовом монастыре «старчествовал» приблизительно до 1927 г. Имел много почитателей в Москве и за Москвой. Проживая в Арзамасе и под Москвой, он постепенно сокращал круг своих активных почитателей, замыкаясь и изолируя себя от общения с широкими массами верующих. Духовный писатель. Помещал свои статьи в журнале «Голос Церкви» и др. церковно-богословских журналах. Оставил печатные дневники за целый ряд лет, сборник рукописей: семь воспоминаний об известных в годы проживания его в Москве (1904–1923) церковных деятелях, лично ему известных. Сюда вошли следующие биографии: строителя Зосимовой пустыни схиигумена Германа, великого старца той же пустыни слепца иеросхимонаха Алексия, воспоминания об о. Иоанне Кронштадтском, черты из жизни четырех известных в Москве настоятелей московских церквей отцов протоиереев Алексия Мечева, Василия Постникова, Николая Смирнова (Калашевского) и Александра Стефановского. Сохранилась еще его интересная переписка с родными и вторая глава его автобиографии. По приговору тройки расстрелян на Бутовском полигоне. «Духовный дневник» затрагивает разные темы в богословском, церковно-историческом, нравственно-психологическом и культурном планах, и, тем не менее, это не отвлеченные абстрактные размышления, так как каждое слово епископа Арсения есть следствие его богатого духовного опыта. Когда речь идет, например, о сладостном чувстве присутствия благодати Божией, о сердечном сокрушении о грехах и очистительном свойстве покаяния, — сразу же чувствуется, что все это было глубоко пережито самим автором. Следует отметить, что в «Духовном дневнике» нам открывается не только внутренний мир владыки Арсения, но, с другой стороны, и мир внешний, проблемы современной автору действительности. В книге упоминается как о положительных (служение св. прав. отца Иоанна Кронштадтского), так и отрицательных (разного рода сектантство) явлениях общественной и в первую очередь церковной жизни. Особое внимание, как своему наставнику благочестия и проводнику в монашескую жизнь, уделяет владыка Арсений св. прав. отцу Иоанну Кронштадтскому, неоднократно и с особенной любовью вспоминая его на страницах своего дневника, рассказывая об особенностях литургического и пастырского служения отца Иоанна.

Материалы автора в медиатеке

Дополнительные ссылки